В прокат вышел новый фильм Николая Хомерики "Море волнуется раз"
У Хомерики это некоторым образом история Ромео и Джульетты навыворот. Нет ничего, что мешает героям. Есть вопросы. Что будет дальше? Будет ли вообще что-нибудь? Будет плохо или хорошо? Будет страшно или весело? И зрителю придется наблюдать, гадать и угадывать. Занятие, между прочим, и увлекательное, и достойное.
На первый взгляд в этом фильме ничего не происходит: двое старшеклассников поселяются в домике посреди леса: они неловко познают любовь и жизнь, ссорятся и мирятся по пустякам.
Впрочем, идиллия здесь только кажущаяся: время в лесу будто остановилось, девушку Сашу преследуют тревожные сны. По соседству живет семейная пара, которая напоминает героям их самих в будущем. Режиссер Николай Хомерики подчеркивает: зрителям лучше не распутывать перипетии сюжета, а сосредоточиться на эмоциях, которые транслирует фильм.
Николай Хомерики, режиссер: "Самое главное – попробуйте отключить мозг, когда ты его смотришь. То есть довериться фильму, и не думать, выключить телефон, войти в какое-то состояние, что тебе никуда не надо и ничего не надо. Тогда он может сработать максимально".
Для Николая Хомерики "Море волнуется раз" – возвращение к истокам: по собственному признанию, после долгой работы в мейнстримном кинематографе было страшновато возвращаться к камерным артхаусным сюжетам. Тем более что история для режиссера во многом личная, основанная на собственных воспоминаниях и ощущениях.
Картину высоко оценило жюри "Кинотавра": в этом году фильм выиграл главный приз, а дебютантка Ольга Бодрова – награду за лучшую женскую роль.
Ольга Бодрова, актриса: "С режиссером работали, с Николаем, в большой какой-то чуткости, во взаимопонимании. Он понимал, когда нам нужно посидеть на траве, подумать. Нас никто не торопил, мы были вдвоем, у нас была возможность ощутить это пространство, и мы как-то с ним сживались".
Фильм снимали в окрестностях Геленджика. По задумке Николая Хомерики лес, в котором живут герои, должен был стать самостоятельным действующим лицом. Поэтому локацию он выбирал очень придирчиво.
Николай Желудович, оператор: "На самом деле история с лесом была супер ужасно сложная для всей команды. Потому что мы сначала пришли в такой красивый сосновый, хвойный лес, все там красиво, деревья красиво стоят, все просто невероятно красиво, как в рекламе. Мы такие: вау, классно. Он: ужасно. Завел нас просто в чащу, в кусты непролазные, куда никуда не пройти, ничего, и сказал: мы строим дом здесь. Художник-постановщик просто обалдел".
В истории о сложностях обыденной жизни не должно было быть показной красоты и выстроенности. Для съемок использовали ручную камеру, некоторые эпизоды снимали без хлопушки, оператор и актеры не всегда заранее представляли, как именно будет выглядеть следующая сцена.
Валерий Степанов, актер: "Дается сцена, в ней то, что происходит, нужно было... Никак не подстраивалось, не репетировалось. Вот что есть у тебя – так и делать. То есть никакой застройки. Не было такого, чтобы подходили, говорили: именно так или вот так".
По словам Николая Хомерики, несмотря на сложность устройства фильма, его главная тема проста и понятна всем. Это история о любви и о хрупкости чувства.