Решая судьбу Парижа, Папа Римский думал о лицемерии
Возвращаясь из поездки в Грецию и на Кипр Папа Римский Франциск объяснил, почему он принял отставку архиепископа Парижа Мишеля Опети.
Как известно в конце ноября французский журнал Le Point опубликовал статью о Мишеле Опети, в которой, в частности, говорилось, будто тот состоял в отношениях с прихожанкой в 2012 году. Сам архиепископ, подтвердив, что некая женщина проявляла к нему интерес, категорически опроверг наличие сексуальной связи.
Тем не менее Мишель Опети подал прошение об отставке, которое было удовлетворено понтификом 2 декабря. То есть с небывалой для Ватикана скоростью, что не могло не вызвать недоумения и различных предположений о причинах столь поспешного решения.
С одной стороны необходимо отметить, что Опети не подвергся церковным санкциям с формулировкой вины, а освобожден от должности по собственному желанию. Однако это далеко не первый и не самый вопиющий сексуальный скандал в Католической Церкви. Ей известны случаи куда более серьезные и трагические, тем не менее папа тянул с решением месяцами.
Аналитики обращают внимание на то, что отставку кардинала Франции Филиппа Барбарена Франциск не принимал до тех пор, пока не было вынесено решение суда. Кардинал был приговорен к шести месяцам условного заключения за то, что скрывал информацию о священниках, совершавших акты сексуального насилия над несовершеннолетними с 1980 по 1990 годы.
В Кельнской архиепархии, также борющейся с обвинениями в сокрытии злоупотреблений, немецкому кардиналу Райнеру Марии Вёльки был предоставлен шестимесячный тайм-аут. Уход прелата на временный покой "без утраты доверия понтифика" в Ватикане объяснили "сложной пастырской ситуацией, определяемой проблемой злоупотреблений".
А между тем Вёльки обвиняется в сокрытии первого исследования педофилии внутри Католической Церкви, заказанного им же в 2018 году. Отказ от публикации привел к столь массовому выходу верующих из Церкви, что официальный сервер кельнской епархии несколько часов был перегружен.
И снова Франция. В ноябре в еженедельном политическом консервативном журнале, выходит большое и серьезное расследование, в котором епископ Парижа бездоказательно обвиняется в романе с прихожанкой.
Между тем объяснения по поводу скорой отставки главы парижской епархии, данные Папой Римским в самолете, звучат несколько странно и туманно. "Проводите расследование. Потому что есть опасность, что нам скажут, "он был осужден". Кто его осудил? Это общественное мнение, это слухи. Но что он сделал? Мы не знаем. Если вы знаете почему, скажите это. Иначе я не смогу ответить".
Дальше глава Ватикана говорит об "сплетнях, репутации и алтаре лицемерия", однако слова об общественном мнении и слухах намного интереснее. Дело в том, что парижская кафедра из тех, к которым римские папы традиционно относятся с особым вниманием и принимают по ним решения очень продуманно и лично, не передоверяя их Конгрегации по делам епископов.
Можно предположить, что причины для такого решения были, и "внезапно" появился удачный повод, которым Папа Франциск не замедлил воспользоваться.
Paris vaut bien une messe – "Париж стоит обедни" сказал в 1593 году Генрих Наваррский, когда решил принять католичество, чтобы стать королем Франции и под именем Генриха IV основать династию французских Бурбонов. Выражение это сегодня используется для оправдания морального компромисса, сделанного в целях какой-то выгоды.
Как тут не вспомнить, что совсем недавно во всех национальных католических церквах мира стартовал "синодальный путь", означающий, что впервые за историю Католической Церкви Синод будет децентрализован. Работу поместных структур 9 октября открыл папа Римский Франциск.
Он пройдет на трех уровнях: поместном, континентальном (региональном) и центральном, а епископы отныне имеют не только совещательный, но и решающий голос.
Прошло меньше двух месяцев, и понтифик забыл о собственном предложении коллегиальных решений. Видимо Париж действительно стоит мессы.