Мурашко: нужно три недели, чтобы оценить эффективность наших вакцин против "омикрона"
Штамм коронавируса "омикрон" продолжает распространяться в мире. В Великобритании уже зафиксирован первый смертельный случай среди заразившихся именно этим вариантом вируса. Всего на сегодняшний день эта мутация обнаружена в 63 странах. Первые случаи заражения есть и в России. О том, как идет борьба с вирусом, в интервью Наиле Аскер-заде рассказал министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко. Интервью транслировали телеканал "Россия 1" и медиаплатформа "Смотрим".
– "Омикрон" уже в России. Как лечат больных, у которых уже диагностирован этот штамм коронавируса, и какие у них симптомы, одинаково ли все они болеют?
– Во-первых, хочу сказать, что среди заболевших – люди, у которых уже есть иммунитет к штамму коронавируса. У многих. И течение на этом фоне идет либо бессимптомно, либо с незначительными клиническими проявлениями. На сегодняшний день никакой угрозы ни жизни, ни утяжеления состояния мы не видим. Ситуация стабильная, ровная, люди на сегодняшний день получают минимальную терапию.
Конечно же, у нас пока нет каких-то больших клинических наблюдений, но мы вышли на контакт с нашими коллегами из ЮАР и обсуждаем, какой опыт у них есть по течению заболевания. Наши ученые встречаются в онлайн-формате, мы обсуждаем дальнейшие шаги взаимодействия для того, чтобы более детально изучить и понять, какие особенности есть. Работают наши лаборатории для того, чтобы понять особенности этого вируса, в том числе используя уже лабораторные тесты.
– Сколько времени должно пройти, прежде чем мы поймем, насколько наши вакцины – прежде всего "Спутник V" – защищают от этого штамма?
– Я думаю, что это займет до трех недель в общей сложности, предварительно пока. Работы ведутся, план работ составлен, и, конечно же, очень важно провести достаточно большое количество исследований, и с плазмой уже вакцинированных людей, чтобы разные титры посмотреть, посмотреть особенности поведения вируса, как он себя будет вести. Я думаю, что эти работы дадут нам еще дополнительную информацию, и мы будем уже четко понимать, как действовать дальше.
– Какая была ваша первая реакция, когда вы узнали, что выявлен новый штамм "омикрон", который вызывает обеспокоенность у Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Или вас уже ничего не удивляет?
– Ну, это ожидаемая вещь, потому что вирус мутирует, и неоднократно наши специалисты говорили, что чем чаще будет передаваться от человека к человеку, тем выше вероятность возникновения таких мутаций. Поэтому и одна из таких важных деталей борьбы с коронавирусом – это именно создать максимально большое количество людей с иммунитетом, которые могут противостоять вирусу. В целом сегодня провакцинированы первым компонентом уже больше 75 миллионов человек, это уже неплохие цифры.
Мы видим, что заболеваемость стабилизировалась и начала чуть-чуть снижаться, хотя все-таки число заболевших велико, более 800 тысяч сегодня одновременно болеют. Это все-таки высокая цифра, но нужно помнить, что каждый должен быть защищен. Мы говорим о коллективном иммунитете как методе формирования такой общей защиты. В государственных учреждениях федеральных структур уже количество людей, получивших вакцину, на уровне 80 и более процентов. Это хорошие результаты, многие предприятия приняли такие меры по защите своих работающих граждан, и это абсолютно правильный подход: сохраняется жизнь людей и работоспособность предприятия. Мы посещали сейчас Пермский край, и среди медицинских работников количество вакцинированных и имеющих иммунитет – больше 93 процентов. Медики сами показывают пример.
– Когда вы общаетесь с врачами ковидных госпиталей, с какой проблемой они чаще всего сталкиваются, что говорят?
– На сегодняшний день задействовано в оказании медицинской помощи более 650 тысяч медицинских работников, очень большая армия. Основное, наверное – это желание, чтобы мы победили и прекратилось распространение новой коронавирусной инфекции. Вернуться к своей стабильной работе – я думаю, что об этом, наверное, мечтает каждый, и каждый, наверное, сегодня хочет, вернуть ощущение той свободы передвижения, которое у нас было до пандемии.
– Когда весь этот кошмар закончится?
– Мы работаем над этим. Я думаю, что здесь – роль каждого. В том числе пройти вакцинацию, соблюдать правила. Мы должны это сделать, это мы умеем это делать.