О новой выставке "Столпы русского авангарда. Три точки зрения"
"Столпы русского авангарда. Три точки зрения". Выставка в галерее "Артефакт" – совместный проект московских и пермских кураторов. Свой взгляд на великих авангардистов представляют три современных художника. Репортаж – Марии Трофимовой.
Идея этой выставки возникла несколько лет назад, когда в галерее представляли творчество Николая Ватагина. Потомственный художник о себе говорит: "пристрастившийся к скульптуре живописец." Любит работать с деревом. После серии фигурок русских писателей и поэтов занялся художниками. Его скульптурки словно псевдо-лубочные куклы – с легким гротеском, иронией и модернистским примитивизмом.
Художник точно подметил особенности своих героев. Татлин играл на бандуре, а Малевич всегда любил быть в центре внимания. Машков и Кончаловский одними из первых, кто в творческой среде пропагандировал культ тела. А на Степановой, например, можно увидеть платье с орнаментом, который придумала сама художница.
"Интрига, как нам казалось, что мы уже с течением более ста лет после авангарда относимся к нему, как некоему канону, а фигуры и скульптуры Николая Ватагина, наоборот, делают взгляд на этих художников как на современников", – отметила директор галереи "Гросart" Елена Осотина.
Другую точку зрения на русский авангард представляет художник-комиксист Георгий Литичевский. Он детально исследовал эпоху и на исторические события представил свой авторский взгляд. Получился комикс на двадцати двух листах. На этих страницах, например, рассказывается о подготовке авангардной оперы "Победа над солнцем".
"Здесь вот сидят на даче беседуют Матюшин, Малевич и Крученых о том, что им нужно создать эту оперу, а на этой постановке использовался только один расстроенный рояль. Вот такой вот он черный, в каком-то смысле напоминающий черное пятно, из которого мог родится черный квадрат", – пояснил художник Георгий Литичевский.
Пластические идеи Малевича, Родченко, Татлина в своем творчестве активно перерабатывал и развивал Вячеслав Колейчук – классик отечественного кинетического искусства. На выставке – не только его реконструкции известных работ авангардистов, но и объекты самого художника. О них рассказывает его дочь Анна. Вот концептуальная модель Музея русского авангарда Малевича.
"Идея заключается в том, что это не архитектурный проект. Но вот эта концепция удивительная, когда планеты Малевича вращаются вокруг Земли. Потом, как кометы врезаются в землю и становятся вот такими супрематическими зданиями, которые пронизывают Землю насквозь и "Черный квадрат", который в этом проекте становится неким зеркальным полем и возникает тема пронизывания материи и возникновения такого объемного пространства, которое мы не видим, но которое реально существует", – заявила дочь В. Колейчука, художник Анна Колейчук.
Три современных художника. Три совершенно разных, но взаимодополняющих точки зрения встретились на территории русского авангарда, который их объединил.