"С художника спросится" — новый спектакль театра имени Вахтангова
Спектакль Аси Князевой по сценической композиции Елены Дунаевой — документальный. В его основе — письма и воспоминания Сулержицкого и его современников. Эта работа потребовала глубокого погружения в материал и время, серьезного застольного периода.
"Без него была бы невозможна эта работа. Чтобы рассказывать эту историю, рассказывать об этих людях, ты должен очень хорошо знать, понимать все, даже нюансы, которых нет в спектакле. Но без знания этих историй, мы бы не могли рассказать историю", — рассказала режиссер.
Историю о Сулержицком — режиссере, помощнике Станиславского и учителе Вахтангова на сцене рассказывают цанни — герои знакового спектакля Вахтангова "Принцесса Турандот". Авторам важно было, чтобы это вышло не пафосно, но легко, весело, но не слишком фривольно.
Алексей Петров, актер: "Все эти мысли, все слова, которые на самом деле очень важные, которые мы читаем, когда только приобщаемся к театру, учимся, но в какой-то момент оно куда-то пропадает, и возможность вспомнить, напомнить себе, попытаться как-то к этому приблизиться, это было очень дорого, важно и трудно".
Сын переплетчика, Леопольд Сулержицкий, Сулер, как называли его близкие, окончил 4 курса отделения живописи. Вместе с Васнецовым и Врубелем расписывал Владимирский собор в Киеве, учил крестьян, был переводчиком, матросом — побывал в Японии, Китае, Индии, Сингапуре, Турции. За отказ служить в армии попал в психиатрическую лечебницу. Но только в театре Сулержицкий по-астоящему нашел себя. Благодаря дружбе с Толстым, Чеховым, Горьким сблизился с Московским художественным театром, стал помощником Станиславского.
Художник спектакля Максим Обрезков главным цветом выбрал синий, как отсыл к морскому прошлому Сулержицкого и к любимой синей фуфайке. Один из ребусов постановки — буквы на костюмах артистов. Если сложить их вместе, получается слово СТУДИЯ — едва ли не самое важное в театральной жизни Сулержицкого. В 1912-м он возглавил созданную Станиславским 1-ю Студию МХТ. И именно он стал учителем Евгения Вахтангова и привил ему многое, что легло в основу будущего театра. Для сегодняшних вахтанговцев этот спектакль — возможность поговорить о сокровенном.
Владимир Логвинов, артист: "Здесь есть возможность произносить эти тексты, пытаться до них дотянуться, до этих людей, до них дотронуться, их погладить и при этом продолжать шутить, дурачиться. И как раз здесь эти две составляющие сходятся, что лично для меня особенно ценно".
Многие современники были уверены: живи Сулер дольше, он стал бы третьим вождем Московского художественного театра. Сознание невозможности творить и жить в искусстве без объединяющей коллектив идеи — главное наследие Сулержицкого. Мысль, актуальная сегодня, как и сто лет назад.