Коронавирус 19 декабря 2021, 19:30 19 декабря 2021, 20:30 19 декабря 2021, 21:30 19 декабря 2021, 22:30 19 декабря 2021, 23:30 20 декабря 2021, 00:30 20 декабря 2021, 01:30 20 декабря 2021, 02:30 20 декабря 2021, 03:30 20 декабря 2021, 04:30 20 декабря 2021, 05:30
  • Елена Ерофеева

Прививочная кампания: люди должны чувствовать ответственность

  • Прививочная кампания: люди должны чувствовать ответственность
Пандемии может противостоять только вакцинация. Лечение не всегда сапасет.

Всю неделю заболеваемость коронавирусом в России медленно идет на спад. Всю неделю число заражений было ниже 30 тысяч – впервые с середины октября. Число умерших, правда, – все еще более тысячи каждые сутки. Более активная вакцинация ситуацию могла бы смягчить. Сейчас коллективный иммунитет, по данным портала "стопкоронавирус.рф" – 58%. До надежного показателя – более 80% – все еще очень далеко.

Он сам себя так называет – Леонидыч. И все его так называют. Только близкие друзья по школьной привычке зовут Женей. Леонидыч заведует реанимацией в больнице города Борзя Забайкальского края.

Четыреста километров от Читы. Почти 7000 верст от Москвы – 6 часов на самолете и еще 5 на машине по трассе. В столице он был однажды – на учебе. Потом московские коллеги сами к нему приезжали. Летом 2020-го. Марьяна Лысенко консультировала по ковиду.

"Там настоящее земство есть, которое уже мало где есть. Они настолько жадны до знаний, до всего. Им просто нужно помочь, немножечко привести в порядок эту больницу", – сказала Марьяна Лысенко, главный врач ГКБ 52.

Тогда он был единственный реаниматолог на весь город. О ковиде узнавали из выпусков новостей: забитые реанимации, падающие люди на улицах. И необычное развитие болезни.

"Это мы знаем только по книжкам. И нам кто-то чего-то читал где-то. А сейчас это сплошь и рядом. То есть нас, грубо говоря, взяли за шиворот и ткнули в это. Вот лечите", – признается Евгений Игольников, заведующий отделением реанимации Борзинской ЦРБ.

В начале пандемии у него – всего пять аппаратов ИВЛ 1996 года выпуска. Он их сам ремонтировал. "Если я могу это сделать, я это сделаю, я не буду ждать, потому что прождать можно долго", – сказал Евгений.

И кислород тогда был только в баллонах. Леонидыч настоял, чтобы сделали разводку и завели в каждую палату. А потом дали денег. "Благодаря ковиду более-менее как-то себя закрыли оборудованием, снабжением. А до ковида это все было не очень, этого ничего не было", – вспоминает врач.

На пике ковидной волны больница работала как моностационар: никакие другие болезни здесь не лечили. На 130 койках размещали под 200 больных. Это теперь, когда заболеваемость пошла на спад, их отселили.

Ковидный госпиталь в Борзе расположен даже не на территории самой больницы. Через дорогу, в разваливающемся здании. Это бывшее общежитие, которое когда-то переделали под отделение гинекологии. А во время пандемии сюда перевели инфекцию. Работать в таких условиях медики уже приспособились. Главное – есть лекарства, кислород и кому лечить.

- Как вы сюда больных закатываете?

- Только не спрашивайте! Мы их не закатываем, мы их на руках заносим. С каталкой не развернешься, – говорит Евгений Игольников.

В этот день Леонидыч ждал борт санавиации – в краевой центр нужно срочно отправлять больного с почечной недостаточностью. Гемодиализа в Борзе нет. Крайне тяжелых забирает 1-я городская больница Читы.

Уже пятую неделю кривая заболеваемости медленно ползет вниз. С "омикроном" здесь еще не сталкивались. Но за новостями о новом штамме коронавируса внимательно следят.

Разрушительной силе пандемии может противостоять только вакцинация. Но у каждого пациента этого госпиталя в медицинской карте пометка: "не вакцинирован".

"Болезнь не щадит никого, никакие слои, ни богатых, ни бедных, ни умных ни дураков, поэтому очень много людей прошло через отделение, слишком много умерло тоже разных людей, не спасают никакие статусы, ничего абсолютно, поэтому единственный способ защититься от любой болезни – это вакцинация", – отметила Екатерина Бушина, заведующая отделением реанимации ГКБ 1.

Каждый день на обход в городскую больницу приходят профессора Медицинской академии Читы. Все тяжелые пациенты у них на контроле. Подобрать лечение, даже когда все прописано в клинических рекомендациях, – задача сложная. Терапия не всегда работает.

"Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. Когда эти раскаты грома доносятся очень сильно, люди начинают креститься и бежать на вакцинацию. Как только эта стихает волна, все забывают. Очень короткая память", – отметил Федор Чепцов, главный врач ГБУЗ ГКБ 1.

В Агинском дацане каждый день читают мантры, посвященные Будде, бесконечной жизни. Они тоже молятся об окончании пандемии. Эмчи-ламы учат, лечат и предсказывают будущее. Тибетская медицина, которая в нашей стране считается народным целительством, вовсе не всесильна. Диагностируя проблемы со здоровьем по пульсу, они помогают при заболевании почек, сердца, но за ковид не берутся. Батор-лама и сам переболел. "Взять на себя ответственность человека, который заболел коронавирусом и сказать: я уверен, сейчас возьму и вылечу его… А потом, не дай Бог, допустить, чтобы он умер, нет, мы не можем", – говорит он.

В этом буддийском храме часто слышат плач по погибшим от ковида. Аюна тоже сюда ходила: сначала с записками о здравии, потом – о поминовении. Ее мама Ирина Дугарова работала заведующей станцией скорой помощи.

"Персонала не хватает. Врачей не хватает. Они работали иногда сутки через сутки. Это очень тяжело. Я всегда думала, что у меня мама такая сильная...", – вздыхает Аюна Цыденжапова.

В честь доктора назван сквер в центре Агинского. Ее посмертно наградили орденом Пирогова. Коллеги вспоминают: нагрузка тогда была сумасшедшая. Защитные костюмы заказывали у местной портнихи, из бязи и хлопка шили, а потом стирали и надевали снова.

"Мы продолжали работать. Тихо, скромно. У меня мысли не было написать заявление и уйти", – сказала Бутидма Балданова, врач скорой помощи п. Агинский.

Год спустя из ковидных больниц все еще приходят плохие новости. Пандемия не отступает. И хотя уже есть вакцина, этим способом профилактики пренебрегают. Прививочная кампания снова замедлила ход.

"Сегодня у нас около 10 человек умирают от коронавируса, 300 человек заболевают ежедневно. И вопрос: мы чего хотим, опустынивания этой земли? Надо обеспечивать хотя бы административными способами исполнение этой вакцинации. Держать вдвоем, а третий будет колоть – до такого точно не имеем права дойти, но человек должен понимать, что он несет какую-то ответственность, хотя бы административные штрафы водить. Люди должны хоть какую-то меру ответственности начинать чувствовать", – уверен Александр Осипов, губернатор Забайкальского края.

QR-коды работают лучше убеждений. Так, в Санкт-Петербурге без цифрового сертификата о вакцинации в ЗАГСах не играет Мендельсон. Жених, невеста и гости должны предъявить код прежде, чем войдут в зал торжеств. Теперь и здесь – зона, свободная от ковида.

В Хабаровском крае без QR-кода не продадут билет на рейсы внутренних авиалиний.

В Благовещенске и Челябинске по коду пускают в университеты. Студенты тоже должны быть привиты.

Пока заболеваемость идет на спад, доктора выдыхают. Леонидыч во время обхода показывает пустые палаты: в ковидном госпитале работы стало меньше, но в хирургическом отделении ее прибавилось. Слово "усталость" он старается не произносить. Вначале было тяжело. Но и тогда не жаловался. В больнице города Борзя готовятся к Новому году. 2022-й надо встретить с новыми надеждами.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация