Бросок в Приштину: как генерал Квашнин заставил Запад считаться с Россией
"Настоящий патриот, посвятивший свою жизнь служению Отечеству" – это слова президента РФ Владимира Путина об Анатолии Квашнине, который ушел из жизни на минувшей неделе. Генерал, бывший начальник Генштаба, который не собирался становиться военным, но в итоге, как отметил министр обороны РФ Сергей Шойгу, его судьба стала примером верности Родине и воинскому долгу.
Деревенский парень с Урала, Анатолий Квашнин в 1964 году мечтал стать военным моряком. Но, проверяя свои знания, поступил в Курганский машиностроительный институт. Собирался стать конструктором-испытателем, но как лейтенант запаса получил повестку в армию – 401 полк 201 мотострелковой дивизии Туркестанского округа. Через полгода – командир роты. Так начиналась 35-летняя военная карьера будущего начальника Генерального штаба.
"У меня были танки со 100-миллиметровым орудием. И я на спор с 1200 метров попадал в фуражку", – вспоминал Квашнин.
Но даже после двух лет в армии Квашнин не оставлял планов вернуться к гражданской службе. В войсках его оставил комдив: его рота стала лучшей в полку. После Академии Генерального штаба в 1992 году Квашнин становится командармом, позже получает должность в Генеральном штабе, а в 1995-м, в разгар первой чеченской, командует Северокавказским округом.
"Он чисто военный человек и, говорят, жесткий. Он и должен быть особенным в боевой обстановке. Потому что когда за тобой десятки, сотни, тысячи людей – надо все это понимать. Он часто говорил: "Самое главное, что я сделал в жизни – мы сохранили целостность России", – говорит генерал-полковник Леонтий Шевцов.
"Я увидел в нем человека, который любит подчиненных, который заботится о подчиненных. Душа-человек. А для военачальника это очень важное качество", – главнокомандующий ВВС РФ в 2002-2007 годах, генерал армии Владимир Михайлов.
В 1997 году генерал Квашнин возглавил Генеральный штаб. Непростая должность в очень непростое для России время. После распада Советского Союза Россия выстраивала и выстроила свои паритетные отношения с Западом и НАТО. И в этом тоже – заслуга генерала Квашнина.
То, что и как может Россия, показали три июньских дня 1999 года. Вопреки планам не только США, но и всего альянса НАТО в Европе, которую они считали своей.
Эту медаль не сразу и отыщешь на таком мундире. Участнику легендарного броска батальонной группы российских десантников из Боснии в Косово 12 июня 1999 года. Медаль за номером один на мундире генерала Квашнина, в ту пору начальника Генерального штаба.
- После успешного проведения операции отношение Запада к России – поменяло отношение?
- Не просто поменяло. Знаешь, как пластилин? Берешь, он твердый, а начинаешь мять, становится мягкий. Сразу мягче стали, сразу пошли партнерские отношения. Они нас хотели списать в мировой политике, а получилось? Нет. Получилось, мы можем, – сказал Квашнин в одном из интервью.
10 июня Совбез ООН принял резолюцию о вводе международных миротворческих сил в Косово. Генерал Квашнин немедленно связался с главкомом сил НАТО Уэсли Кларком. Но западные партнеры видеть российские войска в этой миссии не захотели.
- Вы ему сказали: раз вы нас не пускаете, мы придем сами.
- Да. Абсолютно верно. Я говорю – мы тоже пойдем, адекватно с вами, с вводом ваших сил пойдут наши, – вспоминал Квашнин.
По сути этот разговор стал отправной точкой разработки секретной операции "Бросок в Приштину", которую подготовил Генеральный штаб и генерал Квашнин.
"В этой непростой ситуации и в целом, и во власти я переговорил с Владимиром Путиным, который тогда был секретарем Совета безопасности и директором ФСБ", – рассказывал Квашнин.
"Я был тогда секретарем Совета безопасности. Ко мне пришел начальник Генштаба, генерал Квашнин. И сказал, что есть такая идея – захватить этот аэропорт. На вопрос, зачем, он сказал, что нам придется уходить, но будет чем торговаться. Я ему так сказал: если считаешь целесообразным, так и делай. Я знаю, что он не рискнул это согласовывать с высшими должностными лицами в том числе из Министерства обороны. Но это было сделано", – рассказал о той операции Путин.
"Почему министр обороны и министр иностранных дел не знали? Я боялся утечки. Потому что вокруг них много было товарищей, как я их называл, агентов влияния. Можно сказать языком Великой Отечественной войны, "болтун – находка для шпиона". Может быть такое: ты не хотел, но ты разболтал", – признавался Квашнин.
Для съемочной группы "Вестей" генерал ГРУ Генштаба Валентин Корабельников впервые открыл свой кабинет, где разрабатывались детали той операции.
"Операция готовилась самым тщательным образом, в полном секрете, естественно. Целый ряд деталей и спустя 21 год останутся нетронутыми по понятным причинам. Допущено было к ее планированию и реализации буквально несколько человек из руководства Генерального штаба, несколько человек из главного оперативного управления, несколько человек из нашей группировки миротворческого контингента", – рассказал Корабельников.
В результате этой операции Россия получила четыре зоны ответственности в автономном крае Косово, в которых, в отличие от западных секторов, сербы чувствовали себя в безопасности. А еще – неподдельное удивление западных партнеров.
От звания Героя России он отказывался дважды. В 1999-м закрытым указом президента Бориса Ельцина генерал Квашнин получил Звезду Героя.
После отставки генерал Квашнин остался на государственной службе – полпредом президента в Сибирском федеральном округе. Деревенский парень с Урала, генерал армии, начальник Генерального штаба, полпред президента, Герой России – Анатолий Квашнин служил своей стране 41 год.