На Совете Россия – НАТО много говорили об Украине. Без ее присутствия
Российскую делегацию встретили тепло – после двух лет конфронтационного молчания. Генсек Столтенберг был учтив и любезен, послы стран – членов Североатлантического альянса здоровались по всем нормам санитарных реалий кулаком, но с улыбкой на лице – главу российской делегации Александра Грушко здесь многие знают лично, 6 лет подряд он возглавлял представительство России при НАТО.
Все внимание прессы было приковано к его встрече с заместителем госсекретаря США Уэнди Шерман. Та неуверенно протянула кулак. Грушко многозначительно на него посмотрел и предложил рукопожатие. Она не смогла отказать. Добрый знак, подумали журналисты, которых в НАТО разделили на группы по уровню доверия.
К российской прессе на этой встрече отношение особенное. Всем журналистам, даже тем, у кого годовые пропуска, выдали одноразовые зеленого, желтого и красного цвета. Такой означает: ни шагу без сопровождения. Так что ходили по пятам, следили за каждым шагом, в зале, где разместили прессу, тоже сидел надзорный. Снимать это запретили, но уточнили, что такое отношение в штаб-квартире ко всем гостям из России. Впрочем, оно может скоро поменяться. Россия и НАТО согласились возобновить гражданский и военный диалог, для чего в Москве и Брюсселе скоро вновь откроют офисы, закрытые три месяца назад. Российские озабоченности относительно гарантий безопасности услышали, с частью не согласились, по традиции снова грозили.
"США и наши союзники по НАТО четко заявили: мы не будем отказываться от политики открытых дверей НАТО, политики, которая всегда была главной для участников альянса. Мы дали ясно понять и снова прямо сказали об этом русским сегодня, что если Россия дальше будет вторгаться в Украину, за это будет платиться существенная цена, и последствия будут гораздо значительнее, чем те, что были в 2014 году", – заявила Шерман.
Говорили и об Украине детально и подробно, хоть и без ее присутствия. Хотя до начала встречи американская сторона уверяла, что делать этого не станет. Убирать свои войска из Восточной Европы альянс не намерен, но и воевать за Украину тоже не будет. Генсека НАТО Йенса Столтенберга спросили, действительно ли он считает, что всё новые военные учения и поставки оружия на Украину способствуют процессу деэскалации.
"Украина – суверенное государство. У Украины есть право на самооборону. И мы видим, что именно Россия является агрессором, и ответственность за кризис несет Россия. Если Россия снова решит использовать силу против Украины и вторгнуться в страну, мы серьезно рассмотрим вопрос об усилении нашего присутствия в восточной части альянса. При этом важно понимать, что Украина является нашим партнером. Мы оказываем им поддержку на разных уровнях. Но Украина – не член НАТО. Гарантии безопасности, то что мы называем 5-й статьей, распространяются только на членов альянса", – заявил Столтенберг.
Йенс Столтенберг перечислил привычный набор претензий к России, назвал российских миротворцев нежеланными для населения гостями, в противовес этому натовские бомбардировки Ливии и Югославии, от которых погибли тысячи людей и развалились две страны, не говоря уже от Ираке и Афганистане, он именовал защитой местного населения.
"Некоторые страны, которые ранее входили в состав Югославии, ясно заявили: Югославия прекратила существование не из-за НАТО, это произошло по внутренним причинам. Альянс пришел в страну намного позже на основе мандата ООН, чтобы остановить преступления в Боснии и Герцеговине. Да, силы НАТО вошли в страну. Но это было сделано, чтобы защитить людей", – утверждает представитель НАТО.
На замечание, что силы НАТО вошли в Косово без резолюции ООН, Столтенберг заявил, что связывать распад Югославии с НАТО неверно. Туда вошли, чтобы остановить преступления. Так было Боснии и Герцеговине, и так было в Косово
От неудобных вопросов Столтенберг стал заметно нервничать. По Ливии он и вовсе перевел стрелки на европейцев, мол, это вообще была их инициатива, альянс тут не при чем. Но лидеры ЕС, наверняка пропустят это мимо ушей, их сейчас больше волнуют итоги переговоров в Брюсселе, куда их никто не позвал. Детали Столтенберг расскажет им лично в ближайшие два дня во время неформальных встреч с главами МИД и министрами обороны в Бресте на западном побережье Франции.