Запад зарвался: Лавров – о позиции РФ в переговорах с США и НАТО
Москва надеется на возобновление переговоров с Вашингтоном о гарантиях безопасности, но все будет зависеть от ответа американской стороны на российские предложения. Об этом заявил глава МИД РФ Сергей Лавров. Министр встретился с журналистами, чтобы подвести итоги работы дипломатии в минувшем году. Но разговор неизменно возвращался к важнейшим событиям года наступившего – консультациям с США и НАТО, а также миротворческой операции ОДКБ в Казахстане. С какой политикой России теперь придется иметь дело западным партнерам, если они продолжат, как и раньше, игнорировать любые красные линии?
Результаты переговоров с США и НАТО – главная тема итоговой пресс-конференции Сергея Лаврова. На фоне бескомпромиссных заявлений Запада всех, конечно, интересует, какова будет реакция Москвы.
Журналисты – подключившиеся онлайн и в зале – в ожидании изучали, что на эту тему пишут коллеги в России и за рубежом. С первых минут Лавров дает понять: позиция России и после переговоров остается жесткой и принципиальной.
"Мы категорически не приемлем появление Североатлантического альянса прямо на нашей границе. Это красная линия по-настоящему, и они это знают, – заявил глава МИД России. – Второй момент: даже если Украина остается вне НАТО, там возможны двусторонние договоренности с американцами, англичанами, с другими западными странами, которые там создают военные объекты, базы на Азовском море. Это для нас тоже неприемлемо, потому что размещение на территории наших соседей, в данном случае Украины, ударных вооружений, которые будут представлять угрозу для РФ, это еще одна красная линия".
Письменный ответ от США и от НАТО должен поступить в ближайшие дни и, скорее всего, это будет практически один и тот же текст.
"Если откровенно говорить, конечно, все понимают, что перспективы достижения согласия зависят от США. И что бы нам ни говорили о необходимости консультироваться с союзниками, о необходимости вовлечения всех членов ОБСЕ в эти процессы, – это все отговорки и попытки затянуть процесс, – продолжил Лавров. – Хотим видеть позицию на бумаге, постатейно, по каждому нашему пункту. Получить реакцию: что подходит, что – нет и почему".
Политики на Западе не скупятся на устные заявления. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель сообщил, что предложения Москвы с самого начала для Запада были неприемлемы и, дескать, это было очевидно. Генсек НАТО Йенс Столтенберг пошел еще дальше – заявил, что принять Украину и Грузию в Альянс, оказывается, решили еще в 2008 году, просто не определили время. Впрочем, к таким политическим кульбитам в Москве готовы и четко дают понять: было уже пять волн расширения НАТО, шестой не бывать.
– Почему вопрос стал ребром именно сейчас?
– Накопилось. Запад зарвался, давайте прямо говорить, и вопреки своим обещаниям пошел на обострение. Нашему терпению пришел конец. Мы очень терпеливые. Вы же знаете, вы русскоговорящая, что мы долго запрягаем, да? Вот запрягали мы очень долго. И сейчас уже пора нам ехать. Вот, ждем, когда ямщик на той повозке нам ответит конкретно на наши предложения, – ответил Лавров на вопрос журналистки.
Образцом, как может выглядеть действительно коллективная безопасность, служит миротворческая миссия ОДКБ в Казахстане, благодаря которой погромы и хаос, угрожающие казахстанской государственности, удалось пресечь за считанные часы. А ведь Запад и в этом случае был против.
"Ситуация продемонстрировала эффективность и востребованность миротворческих сил. Изумление, с которым на Западе взирали на скорость развертывания подразделений, которые были направлены из всех стран ОДКБ для помощи союзному Казахстану по просьбе президента этой страны, была, конечно, оценена всеми по достоинству", – отметил министр иностранных дел РФ.
Что бы ни говорил госсекретарь США Энтони Блинкен, сама жизнь показала, кто, выполнив обещанное, возвращается домой, а кого действительно очень сложно заставить уйти, например, из Ирака.
"Казахстан сказал "спасибо", мы уходим, ОДКБ уходит. А у вас-то когда американцы уйдут? Там их не только не звали, но ваш парламент принимал решение, что им пора домой. Но вот видите, все, как говорится, равны, кроме самого равного", – сказал министр.
В любом случае появление новых очагов дестабилизации у своих границ Москва не допустит.
На вопрос, что будет, если предложения Москвы окончательно будут отвергнуты Западом, Лавров ответил словами российского лидера Владимира Путина: в этом случае все будет зависеть от тех предложений, которые президенту России сделают военные эксперты.