Коронавирус 17 января 2022, 16:24 17 января 2022, 17:24 17 января 2022, 18:24 17 января 2022, 19:24 17 января 2022, 20:24 17 января 2022, 21:24 17 января 2022, 22:24 17 января 2022, 23:24 18 января 2022, 00:24 18 января 2022, 01:24 18 января 2022, 02:24

Найден ген, защищающий от тяжёлой формы COVID-19

Генетические механизмы защиты от нового коронавируса могут послужить подспорьем в разработке новых методов лечения этого опасного заболевания.
    Иллюстрация Pixabay.
Сравнение генетических особенностей людей африканского и европейского происхождения позволило выявить участок ДНК, отвечающий за повышенную защиту организма от коронавирусной инфекции.

Исследователи обнаружили генетический вариант, который, по-видимому, защищает людей от тяжёлых случаев COVID-19. Это открытие может привести к новым научным прорывам в борьбе с новым коронавирусом.

Уже на ранних этапах пандемии COVID-19 учёные приступили к исследованию того, как генетика пациентов влияет на тяжесть течения инфекции SARS-CoV-2. Исследователи стремились выявить наследственные факторы, которые могут защищать людей от тяжёлых проявлений заболевания или, наоборот, предрасполагают их к тяжёлому течению болезни.

В 2020 году анализ генетических данных, полученных в основном от европейцев, показал, что локус генетических вариантов в кластере генов OAS1/2/3 был связан с несколькими механизмами противовирусной защиты.

Эти варианты снижали риск критического состояния при заражении SARS-CoV-2 примерно на 23%.

Тем не менее было неясно, что именно в этой области ДНК, большей частью унаследованной от неандертальцев, стало причиной усиленной защиты от нового коронавируса.

В нынешнем исследовании учёные сравнили генетическую информацию от людей как европейского, так и африканского происхождения.

Дело в том, что в ДНК жителей Чёрного континента содержится гораздо меньше генов неандертальцев и денисовцев. Это могло помочь учёным сузить область поиска генов, защищающих людей от COVID-19.

И этот подход сработал. В ходе анализа 2 787 случаев COVID-19 и генетических данных 130 997 человек африканского происхождения исследователи выявили аллель гена rs10774671, обеспечивающий защиту от тяжёлого течения COVID-19 у лиц африканского происхождения. Это соответствовало результатам генетического исследования с участием европейцев.

Эта работа показывает, насколько важно включать в исследования людей самого разного происхождения, отмечают учёные. (Поясним, что сегодня в большинстве случаев в генетике изучаются геномы людей со светлой кожей. Кроме того, в клинических испытаниях в основном участвуют представители мужского пола. Всё это может приводить к неверной интерпретации результатов.)

Хотя генетический вариант, получивший название rs10774671 G, ещё только предстоит подробно изучить, исследователи предполагают, что защитный эффект возникает из-за воздействия варианта на ген OAS1, кодирующий длинный белок OAS1, который более эффективен в разрушении SARS-CoV-2, чем его неизменная "короткая" форма.

Если это предположение подтвердится, оно поможет разработать новые виды лечения, которые аналогичным образом смогут повышать иммунный ответ.

Подробности новой работы были опубликованы в научном журнале Nature Genetics.

К слову, недавно польским учёным удалось выявить генетический вариант, более чем в два раза повышающий риск тяжёлого течения COVID-19 и летального исхода.

Исследователи выяснили, что до 14% поляков обладают этой "вредной" генетической особенностью, хотя в целом лишь около 9% европейского населения являются носителями этого генетического варианта.

По словам авторов исследования, это открытие может помочь в раннем выявлении наиболее уязвимых пациентов.

К слову, ранее мы писали о том, почему мужчины переносят коронавирусную инфекцию тяжелее женщин, а также о том, что на тяжесть заболевания влияют особенности носоглотки. Рассказывали мы и о восьми биомаркерах, указывающих на вероятность тяжёлого течения COVID-19.

Больше новостей из мира науки и медицины вы найдёте в разделах "Наука" и "Медицина" на медиаплатформе "Смотрим".