Музей Павла и Сергея Третьяковых готовится к открытию
22 полотна из Пушкинского музея, множество картин, скульптуры, мебель из Третьяковки. Из них на основе архивных документов воссоздают атмосферу жизни двух братьев Третьяковых — Сергея и Павла.
Картины бережно изымают из ящиков, снимают с них герметичную упаковку. Дальше процесс приемки. Хранители и реставраторы одного музея передают ценности на временное хранение в другой. Нужно зафиксировать их состояние — каждую царапинку, вмятинку, трещинку. ("У вас тут не отмечена царапина — давайте отметим").
Развеска — на втором этаже. Здесь две анфилады. Одну посвящают Сергею Третьякову, другую — Павлу. Между ними — в красных тонах музыкальная гостиная. Здесь братья будто бы встречаются. На одной стене — произведения из коллекции Сергея, на другой — из собрания Павла.
Татьяна Юденкова, заведующая отделом живописи второй половины XIX-начала XX века Третьяковской галереи, куратор музея Павла и Сергея Третьяковых: "Мы их, с одной стороны, сталкиваем, противопоставляем, с другой стороны, объединяем. Если Павел Третьяков собирал русское искусство и собрал крупнейший музей национального искусства, то Сергей начал немного позже и собирал европейское искусство".
В этом доме братья родились и прожили около 10 лет. Потом семья Третьяковых разрасталась, меняла дома, в итоге обосновалась в Лаврушинском переулке. По воспоминаниям дочерей Павла Михайловича, в его кабинете всегда было много камерных работ. Вот портрет кисти Иванова, рядом — бытовые сценки и пейзажи, богатая коллекция икон.
Маргарита Корнилина, зав. музеем Павла и Сергея Третьяковых: "Кабинет — это во многом отражение его вкуса, который не всегда прослеживается в основной экспозиции Третьяковской галереи. До того, как появились непосредственно залы галереи, очень большое количество работ было в кабинете".
Полотна из коллекции Сергея Третьякова оказались поделенными между Пушкинским музеем и Эрмитажем. Часть из тех, что выставляют сейчас — из запасников Пушкинского.
Анна Сулимова хранитель фонда французской живописи ГМИИ им. Пушкина: "В основном представлены жанр пейзажа и анималистика. Добиньи, Дюпре, Каро — это просто шедевры нашего собрания".
Но здесь не только шедевры. Вот на "половине" Сергея Михайловича — фальшивое полотно. Он думал это картина Каро "Пастушка", позже выяснилось — ошибся, это подделка неизвестного автора. Павел Михайлович тоже купил этот портрет, думал кисти Левицкого. Промахнулся.
В зале мультимедиа — все о Третьяковых-предпринимателях и благотворителях. О Костромской льняной мануфактуре, которой они владели, о градостроительных проектах и доходных домах в Москве. Это визуально-тактильная часть проекта.
Роман Холев, научный сотрудник музея братьев Павла и Сергея Третьяковых: "Ящики с минифильмами. Также будут доступны ящики с тактильными моделями, в которых мы разместим образцы льна и льняную продукцию".
Открытие музея — 25 января. Его приурочат к 190-летию Павла Михайловича Третьякова.