Ответ Вашингтона Москве: есть ли поводы для оптимизма
С реакцией на ответ Вашингтона Москва тянуть не будет. Об этом сегодня заявили в Кремле, отметив, что поводов для оптимизма в сложившейся ситуации не так много. В МИД же констатировали отсутствие позитивной реакции на главный вопрос – о недопустимости дальнейшего расширения НАТО на восток и размещения там ударных вооружений.
В Москве приступили к изучению письменного ответа США, переданного в российский МИД американским послом лично. Заходя в здание с черной папкой в руках и в черной маске (а – затем и на выходе из него) Джон Салливан не проронил ни слова.
Американская сторона просила, чтобы ответ Вашингтона держался в тайне. В нашем МИД не возражали. Впрочем, считают, что эти секреты Байдена (а он лично вносил правки в документ) неминуемо превратятся в секрет Полишинеля.
"Как нам сказали американские коллеги, хотя они и предпочитают, чтобы документ остался для конфиденциального дипломатического диалога, но он согласован со всеми союзниками США и с украинской стороной. Поэтому у меня нет никаких сомнений, что в самое ближайшее время он утечет", – сказал глава МИД России Сергей Лавров.
Что же касается содержания документа, то там, по словам министра иностранных дел РФ, "есть реакция, которая позволяет рассчитывать на начало серьезного разговора, но по второстепенным вопросам".
"По главному вопросу в этом документе реакции позитивной нет", – сообщил Лавров.
А главный вопрос – это неразмещение ударных вооружений у границ с Россией и отказ от дальнейшего расширения НАТО на восток. На Западе настаивают, что принцип открытых дверей в Альянсе должен остаться в силе.
Начисто забыв, как в 90-е давали обещания, что НАТО не двинется ни на дюйм восточнее Одера. В ответ на российские напоминания сначала уверяли, что такого вообще не было. Затем, реагируя на опубликованные стенограммы, заявили, что их не так поняли. И вообще: устно не считается.
"Теперь же, когда мы предъявляем не устное обещание, а письменные документы, под которыми подписались лидеры всех стран, входящих в ОБСЕ, включая президентов Соединенных Штатов (я имею в виду Стамбульскую декларацию 1999 года и декларацию Астаны 2010 года), нашим западным партнерам приходится уже выкручиваться из более серьезной ситуации", – говорит глава МИД РФ.
Лавров поясняет, что и в том, и в другом документе, "право выбора союзов четко обусловлено необходимостью учитывать интересы безопасности любого другого государства ОБСЕ, в том числе, конечно же, Российской Федерации".
В том самом документе 1999 года, подписанном в Стамбуле (о котором говорит министр), во второй главе под названием "Наши общие основы" в одном абзаце под номером 8 черным по белому написано, что каждое государство, обладая правом свободы выбора союзов, имеет еще ряд важных прав и обязанностей.
"Каждое государство также имеет право на нейтралитет. Каждое государство-участник будет уважать права всех других в этом отношении. Они не будут укреплять свою безопасность за счет безопасности других государств".
Под этим документом подписалось тогда все высшее политическое руководство западных стран. В первую очередь, конечно, президент Билл Клинтон.
В 2010 году в Астане уже его жена Хиллари Клинтон в ранге госсекретаря от имени США подтвердила эти два взаимосвязанных принципа – между свободой выбора и обязанностью не укреплять свою безопасность за счет других.
И вот какова реакция на это нынешнего госсекретаря.
"Я спрашивал в Женеве, когда мы вели переговоры с Энтони Блинкеном, как они могут объяснить свою позицию, согласно которой рассматривают обязательства, принятые в рамках ОБСЕ, исключительно как меню, из которого они выбирают только то, что вкусно для них, а то, что они обязались делать с точки зрения интересов других, они пытаются просто проигнорировать и заболтать. Энтони Блинкен, кстати, мне ничего не ответил на этот вопрос. Он пожал плечами – и все", – говорит Сергей Лавров.
Россию это, конечно, не устраивает, ведь о какой тогда вообще региональной и глобальной безопасности может идти речь, если даже про подписанные на высшем уровне обязательства на Западе в определенный момент просто забывают.
Нынешний письменный ответ США и НАТО на российские предложения о юридических гарантиях безопасности уже на столе у Владимира Путина.
Его пресс-секретарь Дмитрий Песков сообщил, что "по необходимости президент консультируется с членами руководства, членами Совбеза, помощниками".
"Какой-то точной даты я вам назвать не могу. Понятно, что реакцию никто особо затягивать не будет. Но и ожидать ее на следующий день тоже было бы, наверное, глупо. Все-таки не забывайте, что на то, чтобы изучить наши документы, Соединенным Штатам и целой Европе потребовался почти месяц, больше месяца", – говорит Дмитрий Песков.
Работа над полученными от США и НАТО документами идет и в российском внешнеполитическом ведомстве.
В Вашингтоне уже анонсировали желание провести еще один раунд переговоров по линии Лавров-Блинкен на следующей неделе. Со стороны Москвы подтверждения этой встречи пока нет.