Обманщик "омикрон": чего боятся врачи
Новый штамм коронавируса "омикрон" стал в России доминирующим и выявлен уже почти везде. Хорошая новость в том, что большинство заболевших, особенно те, кто привиты, переносит болезнь легко или вообще без симптомов. Число госпитализаций заметно не выросло. Так что еще известно об "омикроне" в России, как победим?
Иммунологи считают, что "омикрон" – это последняя сильная вспышка. Коронавирус, конечно, никуда не денется, но будет слабее. Все указывает на обычную простуду. Вы чувствуете себя уставшим, горло болит, будто его царапают, нос не дышит и "мозговой туман". Вирус поражает верхние дыхательные пути, не опускаясь в легкие. Заболевшие почти не жалуются, что дышат раскаленным воздухом. А врачи все реже распутывают белую паутину матовых стекол.
За два года мы выучили почти весь греческий алфавит. Только первый вариант SARS-CoV-2 продолжают называть "уханьским". Каждому следующему штамму присваивали греческую букву. Всего их семь: альфа, бета, гамма, дельта, лямбда, мю и омикрон. Один и тот же вирус в разных лицах.
"Омикрон" мы сравним с "дельтой" – самым злым штаммом, с которым столкнулись за время пандемии. Если сегодня посмотреть статистику заболевших, она постепенно приближается к шестизначным числам. Но опасность штамма оценивают по другим критериям. В первую очередь смотрят на число госпитализаций. При положительном ПЦР-тесте и симптомах ковида шанс пациента с "омикроном" оказаться в больнице в два раза меньше. Вероятность попасть не просто в больницу, а в реанимацию – в четыре раза ниже, чем с "дельтой". И самый говорящий критерий – летальность. "Омикрон" тоже приводит к смерти, хотя многие считают его более легким. Более легкий он в сравнении с "дельтой", летальность которой – до 15%: у "омикрона" – на уровне 1%.
Легкое течение заболевания связано с заразностью нового штамма. Уханьский вариант вируса созревал в клетках от 7 до 14 дней, прежде чем проявлялся болезненными симптомами. "Дельта" вызревала вдвое быстрее. "Омикрон" развивается молниеносно. И надолго в "гостях" не задерживается.
"Самое неприятное, что из-за его быстрого размножения вы уже можете стать распространителем вируса не через 3-4 дня после заражения, а уже к вечеру. Если вы утром заразились, то вы вечером можете начать заражать окружающих и продолжать их заражать достаточно долго. Сейчас из-за более агрессивного характера он стал резче, быстрее выводится. В общем, за неделю выходит", – отметил Александр Семенов, руководитель Екатеринбургского научно-исследовательского института вирусных инфекций центра "Вектор" Роспотребнадзора.
В декабре вирусолог Александр Семенов три недели провел в Южной Африке, изучая новый штамм коронавируса. Этот "новобранец" только кажется безобидным. Он лихо обходит иммунитет. Вероятность заразиться омикрон-штаммом у тех, кто уже переболел ковидом, составляет примерно 15-20%. По сравнению с "дельтой" риск повторного заражения увеличивается почти в 7 раз.
"Диабетики также тяжело болеют. Люди с артериальной гипертензией, с хронической почечной недостаточностью, то есть со всеми тяжелыми системными заболеваниями, особенно некомпенсированными, они болеют. И болеть будут тяжело. Я своими глазами видел, как уходила 15-летняя девочка с диабетом. Это не шутки", – говорит Семенов.
В первую волну коронавирус бил по старикам, с каждой новой вспышкой омолаживался. Сегодня он все больше заражает детей.
- Это какая стадия ?
– Я не берусь утверждать, что это финальная стадия. Мы сейчас с вами разговариваем, и в это время возникает бесконечное количество новых вариантов возбудителя COVID-19, – пояснил Александр Гинцбург, директор НИЦ эпидемиологии и микробиологии имени Гамалеи, академик РАН.
– Как вы полагаете, может ли появиться более патогенный штамм коронавируса?
– Да, безусловно, может появиться. Потому что мы совершенно с вами не знаем природных резервуаров возбудителя COVID-19. На каждый ход вируса мы, конечно, находим с вами противодействие, но вирус при этом пока что продолжает играть партию белыми фигурами, а мы с вами играем черными. Пока мы только боремся с последствиями. Очень серьезными. Начинаем тушить пожар, когда уже горит.
Жизненный цикл новых штаммов проходит волнами. Когда появляется сильный, ловкий и быстрый, он начинает активно вырываться вперед, пока не достигнет максимума. Классический инфекционный процесс длится 90 дней. То есть от начала заболеваемости и до того момента, когда кривая загибается вниз, проходит полтора месяца. В России этот график выглядит несколько иначе. У нас сначала болеют мегаполисы – Москва и Санкт-Петербург, дальше волна накрывает регионы: Поволжье, Урал, Сибирь, устремляется на север и Дальний Восток. По опыту Южной Африки и Британии можно предположить, что пик будет узким, а сама вспышка – короче.
"Омикрон" уже в Челябинске. Терапевт Марина Сырцева отмечает: 50 человек на приеме, значит, волна пошла. На своем участке врач каждого уговаривала привиться. Потом рукой махнула – все равно не слушают. "Два года кампания идет, третий. Как можно столько собираться?! Я вот всех своих перепрививала".
Она вышла на пенсию и год сидела дома. Но когда волны накатывают одна за другой, врачей в поликлиниках не хватает. Пришлось снова надеть белый халат.
– С какими проблемами в первичном звене мы подходим к той волне, которая больше всего ударит по поликлиникам, амбулаториям, по ФАПам?
- Отвечая на ваш вопрос, какая самая главная проблема, я вам отвечу: кадры. Сегодня это самая большая проблема, которая у нас есть. В последние два года у нас растет количество медработников, в том числе и врачей. Но это десятки человек, а нам нужно тысячи человек для того, чтобы полностью закрыть потребность в нашем здравоохранении, – заявил Алексей Текслер, губернатор Челябинской области.
На заседании оперативного штаба губернатор Текслер сам докладывает: обстановка напряженная. Теперь из больниц, если потребуется, будут врачей переводить в поликлиники – здесь основной наплыв пациентов. Больше стало обращений в скорую, неотложка без перерыва принимает звонки. В call-центре одновременно звонят 40 телефонов.
"Факт роста заражений налицо, поэтому мы занимаемся мобилизацией нашего здравоохранения", – заверил Текслер.
В городе открыли ковидную амбулаторию – в прежние вспышки коронавируса такого не было. Здесь принимают пациентов только с явными симптомами: температура, кашель. Тут же делают тест, выдают лекарство.
– При каком состоянии человека будут госпитализировать?
– Если выявили поражение легких, мы госпитализируем, а также если у человека есть серьезные какие-то системные заболевания, стойко держится температура, выраженный токсикационный синдром, – рассказал Михаил Вербитский, главный врач челябинской ОКБ 2.
Коивдные госпитали стремительно заполняются. Еще неделю назад здесь принимали 30 больных в сутки, сегодня – 80. Почти трехкратное увеличение. Пневмонии действительно встречаются реже. Но говорить о легком течении преждевременно. По опыту британских коллег, которые пережили пик волны "омикрона", на 9-10 день болезни состояние может ухудшиться.
"Боимся обмана "омикрона", что он будет протекать легче и на фоне приема лекарств больные почувствуют облегчение. И, зная нашу русскую душу, как только стало легче, заболевание закончилось, лекарства пить прекращаю, позволяю себе сходить в магазин. Вот здесь как бы не сыграл злую шутку "омикрон". Потому что недолеченный ковид. Мы видим такие случаи, когда больные уходили раньше из стационара, а потом к нам возвращались с более тяжелыми пневмониями", – подчеркнул Михаил Вербитский.
Привитые от коронавируса новый штамм переносят легче. В лаборатории Центра Гамалеи провели эксперимент с сывороткой крови вакцинированных. Антитела обладают нейтрализующим действием даже спустя год после укола "Спутником".
– Какова сегодня эффективность вакцины "Спутник V" против "омикрона"?
- Если среди двукратно вакцинированных взять сыворотку, то 75% вакцинированных содержат вирус нейтрализующие вирус антитела к омикрон-штамму. Если же взять сыворотку от людей, которые были не только "Спутником V" вакцинированы, но и бустированы "Спутником Лайт", то в течение трех месяцев после бустирования 100% вакцинированных людей имели вирус нейтрализующие антитела, – отметил Александр Гинцбург.
Некоторые эксперты предлагают всем переболеть – приобрести естественный иммунитет. Но цена такой иммунизации может быть слишком высока. Еще немного статистики. В случае применения вакцин с доказанной эффективностью летальные исходы исчисляются единичными случаями – на 1 миллион вакцинированных умрут два человека или один человек. А может, не умрет никто. В случае "омикрона" умирает 1 человек на тысячу зараженных.
Прошло мало времени, чтобы понять, каким будет постковидный синдром у переболевших "омикроном". Но доктора уже отмечают поражение нервной системы, все те же тромбозы и осложнения на легкие.
"Из того, что новое для нас, чего не было раньше, – это разрушение участков легких после перенесенной ковид-инфекции. Такая проблема бывает не только у пациентов на фоне ковид-инфекции, иногда даже после клинического выздоровления, после удаления из организма вируса бывает легочное осложнение. И таких пациентов достаточно большое количество", – сказал Евгений Тарабрин, заведующий научным отделением неотложной торакоабдоминальной хирургии, главный внештатный торакальный хирург ДЗМ.
НИИ Склифосовского с марта 2020-го работает на два фронта. В ковидном госпитале почти сто реанимационных коек, где выхаживают крайне тяжелых с большим поражением легких. И основной стационар, где плановую и экстренную помощь не останавливали ни на один день.
"Мы начали делать что-то новое. Это и нейрохирургическая помощь. Там были внедрены определенные инновации в хирургию позвоночной спинальной травмы и вообще повреждений и заболеваний позвоночника. При лечении головного мозга. Это кардиохирургия, потому что она стала менее инвазивной. И в прошлом году опять активировалось направление, которое довольно редкое для кардиохирургии, – трансплантация сердца, – отметил Сергей Петриков, директор НИИ скорой помощи имени Склифосовского.
Подлеченное сердце от волнения бьется сильнее. Она пережила две операции – не каждый выдержит. Когда столичные больницы приняли на себя ковидный удар, врачи "Склифа" взяли их нагрузку.
"Работа продолжается круглосуточно. Иногда приезжают три пациента с поражением аорты. Операции идут одна за другой", – пояснил Марат Сагиров, заведующий 1-м кардиохирургическим отделением НИИ скорой помощи им. Склифосовского.
В операционной эндоскописты начинают миотомию. Устраняют патологию в пищеводе, когда человек не может глотать, отвечая спазмами. Редкая операция – таких в год проводят не больше 10. Уже на следующий день пациента выпишут домой.
"Учитывая специфику нашего института, к нам пациенты поступают в неотложном состоянии, с острой болью. Мы можем помогать и помогаем этой категории пациентов", – подчеркнул Али Гасанов, старший научный сотрудник отделения неотложной хирургии.
Директор института Сергей Петриков каждое утро начинает с обхода. Сначала – в реанимации, оттуда идет в ковидный госпиталь. Инфекцию трудно удержать – вирус не знает границ. Когда привозят экстренного пациента с травмами, он может быть уже заражен.
"Очень большая настороженность у всего персонала по поводу выявления коронавирусной инфекции. Надо это делать быстро. У нас есть корпус, куда мы можем перевести пациента и там оказать помощь, потому что многопрофильная больница. Там открыты операционные и так далее. Поэтому пациент без помощи не остается точно", – заверил Петриков.
"Красная" зона – это не навсегда. И к нормальной жизни врачи обязательно вернутся. Но чтобы остановить пандемию, надо провакцинировать 75% населения Земли. Цель, которая кажется сегодня призрачным миражом.
Штаммов стало слишком много. Греческий алфавит скоро закончится. Но мы и предыдущие варианты коронавируса еще не победили. На хвосте "дельты" пришел "омикрон". Редко, но до сих пор встречаются и британский альфа-вариант, и даже уханьский. Вирус продолжает мутировать. И какой штамм придет на хвосте "омикрона", трудно предположить.