Ледокол "Сибирь" сделает движение по Севморпути круглогодичным
Преемник "кукурузника" – легендарного советского биплана Ан-2 – новый российский легкомоторный самолет "Байкал" совершил свой первый полет. Крейсерская скорость самолетика – 300 километров в час, максимальная дальность – до 3 тысяч километров. Неприхотлив. Незаменим будет на местных линиях и в труднодоступных районах.
Ну, и большое событие в Заполярье. В Мурманске состоялась торжественная церемония поднятия государственного флага на новом ледоколе "Сибирь". В тот же день атомный гигант отправился в свой первый рабочий рейс. "Сибирь" – будущее отечественного ледокольного флота, ведь ледоколы этой серии позволят сделать движение по Северному морскому пути круглогодичным.
Величественно и размеренно, как и положено гиганту, он заходит по фарватеру для швартовки – на ближайшие 40 лет причал "Росатомфлота" станет для ледокола "Сибирь" новом домом. "Сибирь" – второе судно новейшего проекта 22220. Первой была "Арктика", которую сдали год назад. Ледоколы этого типа станут настоящими рабочими лошадками Северного морского пути. Они больше, выше, тяжелее и способны круглогодично проходить льды толщиной до трех метров.
Увеличение количества ледоколов на Севморпути позволит избежать ситуаций, как в ноябре прошлого года, когда в районе моря Лаптевых во льдах оказались зажаты больше двух десятков судов. Только своевременная помощь "Вайгача" позволила разрешить ситуацию. Новые ледоколы в несколько раз мощнее судов прежних проектов.
"Эти ледоколы показали себя наиболее эффективно. Новая реакторная установка — первый вопрос, связанный с ее внутренней безопасностью повышенной. И второй вопрос, который определяется большей эффективностью и редкими перезарядками", – отметил Мустафа Кашка, генеральный директор ФГУП "Атомфлот".
Северный морской путь – более 5 тысяч километров льда. На карте он обозначен красным цветом. Начинается он у Мыса Желания, что у Новой Земли, и заканчивается у Мыса Дежнева, что на Чукотке. А это ситуационный центр, где отмечены Севморпуть и все ледоколы, которые на нем находятся. Вот, например, где сейчас находится новейшая "Сибирь" – она вошла в Карское море.
Своего мужа Никиту Кристина Куликова привычно отпустила в рейс на несколько месяцев. Пара созванивается каждый день, муж шлет жене видео и фотографии. "Первые пару недель тяжеловато. Но Интернет есть, это хорошо, когда можешь поддерживать общение, чем раньше, когда люди не могли месяцами связаться", – говорит Кристина Куликова, жена механика атомного ледокола "Сибирь".
Сам новый ледокол молодому механику очень нравится. "Сибирь" новая не только внешне: внутри все – по последнему слову корабельной техники – более мощное и автоматизированное. При этом экипаж сократился почти вдвое.
Сейчас в процессе строительства находятся еще три ледокола этого проекта: "Урал" — в апреле на нем запустят ядерный реактор, и к концу этого года он должен войти во состав "Росатомфлота", "Якутия" и "Чукотка" еще находятся на стапелях. Их всех очень ждут на Севморпути, ведь задачи сейчас перед государством стоят стратегические. К 2024 году по северным морям должны перевозить 80 миллионов тонн грузов, а к 2030-му – уже 120 миллионов тонн.
"Северный морской путь как транзитная трасса не очень работал в предыдущие годы. Грузопотоки были в летне-осенний период. А здесь мы впервые в несколько этапов должны решить задачу, как мы говорим, восточного маршрута или, как я говорю, "русский путь в Индию", фактически путь для нашей углеводородной продукции, да и на рынки Тихого океана", – отметил Вячеслав Рукша, заместитель генерального директора госкорпорации "Росатом" – директор Дирекции Северного морского пути.
Возможность менять осадку судов этого проекта позволяет использовать их как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, например, на мелководных участках Енисея и Обской губы. А это значит, что Северный морской путь станет еще привлекательнее для судоходства.
"Арктика", "Сибирь" и, конечно же, "Россия" – "Росатомфлот" сохраняет преемственность не только самих ледоколов в техническом плане, но и их гордых и звучных названий, в свое время гремевших на весь мир. И если первые два уже заменены и активно работают на Северном морском пути, то место этого гиганта, который уже списан, в ближайшие 5 лет займет ледокол новейшего класса "Лидер". Аналогов ему про проектным и техническим характеристикам еще не было.