В Лондоне – первая в истории выставка автопортретов Ван Гога
Лондонская галерея Курто открывает первую в истории выставку, на которой представлены исключительно автопортреты Ван Гога. Экспозиция расскажет, как на протяжении времени менялось самовосприятие художника.
"Автопортрет с перевязанным ухом" – одна из самых известных и трагичных картин Ван Гога. После ссоры с Полем Гогеном, в результате психического срыва, художник отрезал себе левое ухо, попал в больницу, где и создал в 1889 году несколько так называемых "портретов покаяния". Их можно увидеть на выставке в лондонской галерее Курто. Это первая в истории экспозиция, посвященная автопортретам Ван Гога.
"Кажется невероятным, что до сих пор не было ни одной выставки, посвященной этой теме. Главная причина в том, что автопортреты Ван Гога – ценнейшие полотна, и не каждая коллекция готова хотя бы на время расстаться с этими картинами. Поэтому эта выставка, действительно, уникальный случай", – говорит куратор выставки Карен Серрес.
Сдержанный и серьезный, изможденный и сломленный, загадочный и полный надежд – Ван Гог создал более 35 автопортретов. Большинство из них написал во время пребывания в Париже. В то время у художника не было денег и возможности найти моделей для картин. Писал автопортреты, чтобы практиковаться в изображении людей. Но в дальнейшем это стало для художника и путем к исцелению.
"Не многие живописцы, даже творившие до глубокой старости, оставили после себя столько автопортретов. И дело здесь вовсе не в самолюбовании. Для Ван Гога лицо было неисчерпаемым источником идей и полем для экспериментов. По его автопортретам можно проследить не только эволюцию техник и стилей художника, но состояния его души. Есть предположение, что он писал так много портретов из-за ощущения бесконечного одиночества", – пояснила Карен Серрес.
В экспозиции – 16 автопортретов. Самые ранние написаны 1886 году. Тогда художник еще не использовал чистые и яркие краски, и придерживался максимальной реалистичности. С переездом в Париж и знакомством с импрессионистами Ван Гог обогатил палитру, начал играть со светом и композицией. Художник уже не задвигает себя в темный угол, а смело смотрит зрителю прямо в глаза.
"Ван Гог будто бы каждый раз по-новому видит собственное лицо. От былой мрачности не осталось и следа. Многие портреты уже написаны в типичной для него "лучистой" манере, на других он обращается к пуантилизму в работе над фоном и одеждой. Они становятся светлее и ярче, часто написаны в легкой небрежности", – рассказал искусствовед Табиш Хан.
Время экспериментов закончилось вместе с парижским периодом. В 1888 году Ван Гог переезжает в Арль, пишет пейзажи и натюрморты. Редкие автопортреты будто бы снова уходят в сумрак – краски тускнеют, а взгляд художника обращен куда-то глубоко внутрь. На выставке представлен и необычный автопортрет – "Стул". Художник считал, что мебель может описать своего владельца. Стул хранит вечный отпечаток тела и личности человека.