Королева итальянского кино: на 91-м году жизни скончалась Моника Витти
На 91-м году ушла из жизни Моника Витти. Премьер-министр Италии Марио Драги назвал Витти "актрисой необыкновенного таланта, которая покорила не одно поколение итальянцев своим остроумием, мастерством и красотой". Станислав Анисимов продолжит.
Моника Витти тонко чувствовала и итальянскую драму, и комедию, звезда эстрады и театральной сцены. Казалось бы, блестящая актриса, каких много. Но свой образ, благодаря которому она запомнилась зрителям во всем мире, Витти смогла создать на экране благодаря работе с Микеланджело Антониони.
Моника Витти: "Работа с Антониони всегда была настоящим приключением. Это был очень важный период в моей жизни. Мы поехали в Канны, это был мой первый фестиваль, мой первый фильм…"
"У Моники Витти лицо пожирательницы мужчин", – говорил Антониони. Режиссера привлекла ее нестандартная красота, взгляд "в себе", неправильные черты лица. На экране ее героиня – замкнутая в себе, отрешенная от общества. "Запомни, я никогда ничего не разжевываю актеру. Забудь о психологии персонажа и положись на собственную фантазию... если она у тебя есть, конечно…" – острил Антониони.
Моника Витти: "Наш великолепный кинематограф создан режиссерами, не актерами. Итальянские режиссеры, обычно не считались с актерами, они говорили: делай только то, что я скажу. Это было достаточно жестко, и это удивительный феномен, что они предпочитали работать с людьми с улицы, а Микеланджело сделал для меня исключение".
Работа над "Красной пустыней" стала одной из самых сложных для актрисы. Для того, чтобы Витти могла лучше понять свою героиню, Антониони предложил ей провести какое-то время в клинике для душевнобольных. Там, по задумке режиссера, она могла понаблюдать за поведением пациентов. Витти не спорила, она никогда не спорила, и молча согласилась, хотя эти несколько недель стали для нее настоящим кошмаром.
После выхода фильма на экран в 1964 году Монике Витти позвонил знакомый психиатр: "Моника, вы исключительная актриса, но встретив вас на улице, я бы попросил зайти ко мне на прием…". Шутку Витти оценила. В 1990 году она беседовала с Никитой Михалковым, которому призналась: ради Антониони готова была на всё.
Моника Витти: "Он для меня всё. Он и мой отец, и друг, мой режиссер, мой мужчина, мой муж, он – мои глаза. Он – это все". Сам Антониони однажды заметил: "Фильмы нужно снимать ради красоты, это лучший способ быть искренним в своей работе". Искренней и была Моника Витти. Без открытой чувственности и экспрессивной игры она создавала своих героинь – закрытых, нерешительных, с неповторимой ускользающей красотой...