В Центре имени Грабаря готовятся к новой выставке
За дверью мастерской графики — буддийская танка XIX века. Ее привезли на реставрацию из Калмыкии — там танку хоть и хранили бережно, но разрушения красочного слоя и грунта налицо. Основа — хлопковая ткань, на нее был нанесен грунт, а сверху — вот это изображение Будды.
Юлия Савкова, заведующая мастерской графики, редкой книги и документов на бумаге: "Сама танка — название ее Майтрея — это Будда будущего. То есть Будда грядущий, который придет после будды Шакьямуни. Почему она такая яркая? Потому что минеральные краски, и потому что она в несколько слоёв написана."
Над Буддой работают трое мастеров, обрамление этого образа — в отделе реставрации тканей — оно более позднее по времени, и пострадало не так сильно. Настоящий коллекционер историй возглавляет мастерскую по реставрации мебели. Роман Студенников случайно узнал о музейной интриге советских лет. Этот стол — из коллекции последней принцессы Хакасии — художницы Ирины Карачаковой.
Роман Студенников, заведующий отделом реставрации мебели и деревянных предметов интерьера: "Замужем она была за искусствоведом, который работал в Русском музее. Они собирали свою коллекцию предметов старины самого разного времени — XV, XVI, XVII, XVIII век. И после смерти Карачfкова завещала всю свою коллекцию национальному музею республики Хакасия".
Русский музей еще в советское время пытался это оспорить, но артефакты все же остались в Хакасии. В том числе и этот стол XIX века, который уже полностью отреставрировали. А этот принадлежал дочери Павла I — о чем свидетельствует вензель на крышке. Работа с деревом — вполне традиционна, а вот в отделе керамики вовсю осваивают новые технологии. Это рыбное блюдо собрали по крупицам: на раскопках в Крыму нашли мелкие черные черепки со следами расплавленного стекла. Скорее всего, блюдо использовали во время погребального ритуала. Долгое время осколки хранились в Ялтинском историко-литературном музее. В центре Грабаря блюдо собрали — соорудили основу, рассчитав крайние точки, и уже на нее приклеили фрагменты. Древнюю амфору, предположительно, I века тоже собрали по крупицам.
За дверью мастерской графики — буддийская танка XIX века. Ее привезли на реставрацию из Калмыкии — там танку хоть и хранили бережно, но разрушения красочного слоя и грунта налицо. Основа — хлопковая ткань, на нее был нанесен грунт, а сверху — вот это изображение Будды.
Юлия Савкова, заведующая мастерской графики, редкой книги и документов на бумаге: "Сама танка — название ее Майтрея — это Будда будущего. То есть Будда грядущий, который придет после будды Шакьямуни. Почему она такая яркая? Потому что минеральные краски, и потому что она в несколько слоёв написана."
Над Буддой работают трое мастеров, обрамление этого образа — в отделе реставрации тканей — оно более позднее по времени, и пострадало не так сильно. Настоящий коллекционер историй возглавляет мастерскую по реставрации мебели. Роман Студенников случайно узнал о музейной интриге советских лет. Этот стол — из коллекции последней принцессы Хакасии — художницы Ирины Карачаковой.
Роман Студенников, заведующий отделом реставрации мебели и деревянных предметов интерьера: "Замужем она была за искусствоведом, который работал в Русском музее. Они собирали свою коллекцию предметов старины самого разного времени — XV, XVI, XVII, XVIII век. И после смерти Карачfкова завещала всю свою коллекцию национальному музею республики Хакасия".
Русский музей еще в советское время пытался это оспорить, но артефакты все же остались в Хакасии. В том числе и этот стол XIX века, который уже полностью отреставрировали. А этот принадлежал дочери Павла I — о чем свидетельствует вензель на крышке. Работа с деревом — вполне традиционна, а вот в отделе керамики вовсю осваивают новые технологии. Это рыбное блюдо собрали по крупицам: на раскопках в Крыму нашли мелкие черные черепки со следами расплавленного стекла. Скорее всего, блюдо использовали во время погребального ритуала. Долгое время осколки хранились в Ялтинском историко-литературном музее. В центре Грабаря блюдо собрали — соорудили основу, рассчитав крайние точки, и уже на нее приклеили фрагменты. Древнюю амфору, предположительно, I века тоже собрали по крупицам.
Екатерина Шаркова, заведующая реставрационной мастерской керамики и стекла: "Низ с верхом у нас никак не могут быть склеены совершенно, потому как нет соприкосновения никаких частей. И поэтому мы решили воспользоваться 3D-реконструкцией, то есть отсканировали имеющиеся фрагменты, и сделали форму, на которую уже как бы монтировано, которая окрашена в соответствии с общим колористическим решением".
Технологию создания формы на 3D-принтере стали использовать относительно недавно. Сначала сканируют фрагменты, потом — с помощью компьютерной программы рассчитывается форма предмета, затем принтер эту форму печатает из полимерных материалов. Есть даже прозрачный полимер, похожий на стекло. Если программа справилась — реставраторы используют этот "скелет" для того, чтобы собрать основу.
Уже в следующем месяце все эти восстановленные предметы древнего мира представят на выставке в центре Грабаря — там сотрудники расскажут о всех этапах, которые нужно было пройти, чтобы прошлое возродилось и предстало перед глазами современников.
Екатерина Шаркова, заведующая реставрационной мастерской керамики и стекла: "Низ с верхом у нас никак не могут быть склеены совершенно, потому как нет соприкосновения никаких частей. И поэтому мы решили воспользоваться 3D-реконструкцией, то есть отсканировали имеющиеся фрагменты, и сделали форму, на которую уже как бы монтировано, которая окрашена в соответствии с общим колористическим решением".
Технологию создания формы на 3D-принтере стали использовать относительно недавно. Сначала сканируют фрагменты, потом — с помощью компьютерной программы рассчитывается форма предмета, затем принтер эту форму печатает из полимерных материалов. Есть даже прозрачный полимер, похожий на стекло. Если программа справилась — реставраторы используют этот "скелет" для того, чтобы собрать основу.
Уже в следующем месяце все эти восстановленные предметы древнего мира представят на выставке в центре Грабаря — там сотрудники расскажут о всех этапах, которые нужно было пройти, чтобы прошлое возродилось и предстало перед глазами современников.