Оммажи Фассбиндеру и Феллини в Берлине
В 1972 году, полвека назад, Райнер Вернер Фассбиндер представил на Берлинском кинофестивале фильм "Горькие слезы Петры фон Кант". Сценарий он написал на основе своей же театральной пьесы, поэтому все действие для удобства сооружения театральных декораций развивается в одной единственной комнате. Фильм был воспринят неоднозначно, попал в разряд салонных драм и никаких наград не получил. Однако именно его Франсуа Озон решил переснять, заменив половину женских ролей мужскими, и, расширив немного место действия. С первых же кадров он рассматривает квартиру Петера с улицы, чего в оригинальной версии не было, кроме того, он часто бросает взгляд за окно и, наконец, помимо пространства, которое служит гостиной, спальней и кабинетом, появилась еще и комната-студия. При этом остались меха, репродукция Пуссена (впрочем, уступившая первенство другим постерам) и реки джина с тоником. Вариант Озона бодрее оригинала и значительно короче. Диалоги уже не выглядят, как некое шаманское действо, а проходят, как подобает диалогам. История от этого теряет, становится более приземленной, а оставшаяся театральность уже кажется китчем. Гендерная инверсия исключила тонкую игру с гримом и париками, подчеркивавшую идею лицемерия. Но зато с зеркалами и отражениями-двойниками Озон играет намного активнее, чем Фассбиндер. И, наконец, самое главное: если Петра была модельером, то Петер фон Кант – кинематографист. Творение Озона – двойной оммаж: фильму 1972 года и миру кино, который создает звезд и разбивает сердца. И еще картину Фассбиндера и Озона связывает не только сюжет, но и актриса Ханна Шигулла, сыгравшая в первом фильме роль возлюбленной Петры по имени Картин, а во втором – мать Петера.
У картины Фассбиндера есть подзаголовок "История болезни, посвященная той, что зовется Марлен". Эта загадочная фигура безмолвной секретарши и делает всю историю. У Озона Марлен сменил такой же молчаливый Карл. Дав своей героине имя Марлен, полученное от Мария Магдалена, Фассбиндер отсылает зрителя к идее покаяния. В свою очередь Озон нарекает молчаливого персонажа Карлом, что означает "мужчина" или "свободный человек". Эта свобода проявляется в финале, который, как и начало, сильно отличается от первой версии.
В целом, после просмотра очевидно, что снимать новую версию знакомой картины было совсем не обязательно. Озон не открывает какие-то неожиданные смыслы, играя в основном только с формой. Но именно в форме превзойти Фассбиндера ему не удалось.
Затем новый фильм Ульриха Зайдля "Римини" открыл показы основного конкурса Берлинского кинофестиваля. Ульрих Зайдль верен себе. Он продолжает работать на стыке игрового и неигрового кино. Действие его новой картины "Римини" разворачивается среди зимних туманов небольшого австрийского городка и на итальянском побережье. Главный герой – постаревший певец, жутко похожий на Микки Рурка в драме "Рестлер". Он подрабатывает под псевдонимом Риччи Браво, давая концерты немецким туристам в отелях, а также ублажая пожилых, но жаждущих любви богатых дам. Его страдающий Альцгеймером отец, напевает военные песни. Его повзрослевшая дочь требует денег. А Риччи заливает реальность алкоголем, так как уже не в силах удерживаться на привычном ему коне. Сценарий Зайдль написал в соавторстве с Вероникой Франц, с которой работал над трилогией "Рай". А главную роль исполнил Микаэль Томас, сыгравший в одной из частей "Рая" учителя физкультуры.
Помимо любимого Зайдлем исследования мира пожилых людей, с их отчаянным желанием быть любимыми до перехода в последнюю фазу совершенной беспомощности, в "Римини" он объединяет разные поколения и культуры, а также обращается к политической ситуации в мире, когда мигранты и беженцы постепенно занимают пространства, распространяя свой быт, культуру и, не оставляя местным шансов. Мастерство Зайдля заключается в том, что очень простые бытовые моменты и ситуации он объединяет и показывает таким образом, что частное переходит в глобальное.
В то же время новый фильм Зайдля – очень тонкий, без прямых цитат оммаж Феллини, который родился в Римимни. Но если у Феллини в "Амаркорде" музыка, туманы и пикантные сцены были тем, что бережно хранилось в памяти, то у Зайдля наоборот – туманы и секс – попытка забыться, хотя бы на одно мгновение. Не случайно фильм-путешествие завершается первой песнью "Доброй ночи" из цикла Шуберта "Зимний путь". Эта песнь с одной стороны – начало странствия в мир забвения (если рассматривать цикл целиком), а с другой – колыбельная, а значит, после сна еще есть надежда на пробуждение.