Страшные сказки и семейные ценности в Берлине
Наталия Лопес Гальярдо – режиссер монтажа и жена мексиканского кинематографиста Карлоса Рейгадаса. Впервые она вышла за привычные рамки четыре года назад, когда сыграла роль у своего мужа в картине "Наше время". И вот теперь – режиссерский дебют.
Безусловно, манера Рейгадаса оказала на Гальярдо сильное влияние. Сравнение с ним начинается с первых же кадров. Разве что у Рейгадаса все кинополотна очень цельные, а у Наталии Лопес Гальярдо все рассыпается на части, и уже зритель должен собирать мозаику. "Одеяние из драгоценных камней" – очередная картина из Мексики, посвящённая теме пропажи людей. По словам режиссера, создавая сценарий, она думала об однокласснице, в чьей семье пропал родственник. Эту реальность, ставшую неотъемлемой частью жизни страны, Гальярдо попыталась превратить в страшную сказку, где главная героиня выполняет некий квест, выход из которого всегда трагичен.
Страшную сказку создал и камбоджиец Рити Пан – экоактивист, противник военных конфликтов и любых проявлений диктатуры. Его фильм "Все будет ОК" – очень странное произведение. Это не анимация, хотя использованы куклы, но они неподвижны; это не документалистика, хотя речь идет о вещах актуальных; не научная фантастика, хотя, с другой стороны, именно она. В очень наивной манере Рити Пан создает видеоряд на компиляцию из текстов современных философов, сочетая собственные кадры с фрагментами из киноклассики. Главный референс – "Космическая Одиссея" Кубрика, а также творения Ланга и ряда других крупных кинематографистов. С помощью монтажа Пан выстраивает параллели с мировой историей, сравнивает широкие массы со скотом, а правителей со свиньями, поработившими людей. Место в программе Берлинале фильму обеспечили и пандемические мотивы, и построение в кадре некоей стены, которая не иначе как Берлинская. Главное – досмотреть до этих эпизодов. Во время сеанса многие покинули зал, так как ритм и монотонность закадрового текста-диалога не помогают зрителю, а совсем наоборот, требуют от него определенных сил. Был бы фильм не два часа, а минут тридцать, смысла не потерял бы, а публике стало бы легче.
Кроме того, показы основного конкурса Берлинского кинофестиваля продолжили два французских фильма: "Две стороны лезвия" Клер Дени с Жюльетт Бинош и Венсаном Линдоном в главных ролях и "Линия" Урсулы Майер.
Клер Дени и Урсула Майер – две француженки, которые уже не впервые принимают участие в конкурсе Берлинале. Первая была здесь 12 лет назад с картиной "Хорошая работа". Тот фильм, как и новый – о ревности – чувстве, которое способно разрушить все. "Две стороны лезвия" – история о любовном треугольнике, в котором женщина когда-то ушла от партнера к его другу, а спустя годы вдруг вновь встретила свою старую любовь. Классическое кино, без каких-то удивлений и режиссерских открытий. Наверное, если и смотреть картину, то только ради актеров. Жюльет Бинош и Венсан Линдон – большие профессионалы и вытаскивают эту утомляющую своей предсказуемостью ленту.
"Линия" Урсулы Майер захватывает больше. Но и сам фильм более многослойный: в нем есть и тема разницы поколений, и непростых семейных отношений, и насилия, причем исходящего не от мужчин, а от женщин. Это как физическое насилие во время выплесков агрессии (в исполнении Стефани Бланшу), так и психологическое, совершаемое незаметно, с улыбкой и провоцирующее срывы с другой стороны (в исполнении Валерии Бруни-Тедески). А еще после "Римини" Ульриха Зайдля, "Линия" – вторая картина конкурса, где музыка является сюжетообразующей. В обоих фильмах музыка отражает внутренний мир каждого героя, его характер и образ жизни. Музыка, собственно то, что заставляет жить. Если же сравнивать две представленные в один день французские картины, то "Линия" Урсулы Майер значительно опережает новое творение Клер Дени.