"Остров Тюлипатан" Жака Оффенбаха – в "Геликон-опере"
Жак Оффенбах сочинил 150 лет назад оперу, сюжет которой так чудесно высмеивает нынешние наши предрассудки, и особенно гомофобию, что прощаешь и автору, и его произведению легкомыслие, которое брызжет, ну просто как сладкое шампанское, в каждом эпизоде. Юноша оказывается девушкой. Но девушка-то оказывается юношей! То есть препятствий никаких! Они всё равно женятся! Гимн беспечности, манифест легкомыслия, бескрайнее синее море насмешек, насыщенно-синее, на сцене столичного театра "Геликон-опера".
Музыка Оффенбаха на дне океана – вот с такого заплыва труппы "Геликон-оперы" началась работа над спектаклем "Остров Тюлипатан". Идея постановки этой оперы-буфф в театре появилась еще несколько лет назад, но каждый раз партитуры откладывали. И вот теперь в "Геликоне" решили: пришло ее время.
"Захотелось какого-то витамина радости, какого-то гормона радости, и мы поняли, что есть остров Тюлипатан, который мы должны придумать, и придумать вот такое место, где можно отдыхать, слушать потрясающую музыку, где зрители будут с нами", – рассказал режиссер, автор художественного проекта, художественный руководитель театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман.
Остров Тюлипатан – райское место, затерянное в океане. В спектакле – все оттенки синего. Оркестранты здесь матросы, дирижер – капитан. Наравне с солистами они –участники действа.
"Партитура очень динамичная: это небольшое количество музыкальных номеров, но очень ярких и коротких по форме, очень мастерски сделанных Оффенбахом", – отметил дирижер-постановщик Филипп Селиванов.
Спектакль в Белоколонном зале княгини Шаховской, поэтому декорации вписывали в интерьер камерного зала. Расстояние между сценой и залом минимально: можно рассмотреть каждую деталь костюма и грима.
"Наша сценическая площадка превратилась в такой бассейн курортный. Некая курортная зона, которая дышит водой и помогает расслабиться", – пояснил художник-постановщик Ростислав Протасов.
"Остров Тюлипатан" Оффенбах написал в 1868 году. Произведение на французском языке. В постановке "Геликона" опера-буфф на русском, чтобы диалоги точнее раскрывали запутанный сюжет, шутки и пикантные подробности из жизни островитян.
"Главное, что это остров, на который приезжает молодежь, которая веселится, и на острове свои законы, и все эти законы простые и веселые", – рассказал режиссер-постановщик Илья Ильин.
Опера-перевертыш, где герои из-за интриг родителей живут в чужих костюмах и долгие годы не подозревают об этом. Поэтому мужскую партию здесь исполняет сопрано, а женскую – тенор.
"Роль травести да с переодеванием – она сложна тем, что тут мальчик, которого воспитали как девочку, но вот этот мальчик из него всегда рвался", – заметил артист хора театра "Геликон-опера" Виталий Фомин.
Остров свободы, любви, где можно до бесконечности шутить и разыгрывать друг друга.