16 февраля 2022, 10:45 16 февраля 2022, 11:45 16 февраля 2022, 12:45 16 февраля 2022, 13:45 16 февраля 2022, 14:45 16 февраля 2022, 15:45 16 февраля 2022, 16:45 16 февраля 2022, 17:45 16 февраля 2022, 18:45 16 февраля 2022, 19:45 16 февраля 2022, 20:45

Прощания с прошлым в конкурсе Берлинале

Фильм Паоло Тавиани "Прощай Леонора", а также испанскую ленту "Алькаррас" Карлы Симон показали в основном конкурсе Берлинского кинофестиваля. Наш корреспондент Арина Богдан передает из Берлина.

Паоло Тавиани всю жизнь создавал фильмы в соавторстве со своим братом Витторио Тавиани. "Прощай Леонора" – первая картина, снятая режиссером самостоятельно, и он посвятил ее памяти брата. Фильм вызывает очень неоднозначные чувства. С одной стороны, Тавиани – серьезный кинематографист, который умеет создавать в кадре настоящее большое кино. Его работа очень красива. Но с другой стороны – она никак не складывается в единое целое. Во-первых, название фильма не имеет никаких связей с тем, что в нем происходит. Во-вторых, он разделен на две очень разные по стилю и ритму части. В первой черно-белой части умирает Нобелевский лауреат по литературе Луиджи Пиранделло. Несмотря на его просьбу быть похороненным на Сицилии, прах писателя остается в Риме до конца войны и лишь после начинает свое длинное путешествие на малую родину. В этой части Тавиани сочетает игровые съемки с архивными, а также с фрагментами фильмов Антониони, Росселини и других режиссеров. Получается еще и кинематографическое путешествие, где грусть разбавляется тонким итальянским юмором. А вот вторая часть – экранизация рассказа Пиранделло "Гвоздь". Режиссер переходит из черно-белого регистра в цветной и из притчевости в театральность. Впрочем, очевидно, что для Паоло Тавиани этот фильм – творение очень личное. И экранное прощание с Пиранделло это – прощание с братом Витторио, поездка по волнам памяти, совместно сделанных фильмов, среди которых – две экранизации Пиранделло. И пусть даже лента несовершенна, скорее всего, жюри присудит ей одну из наград, в знак уважения к режиссёру. Тем более, из тех двух раз, что братья Тавиани привозили свои работы в конкурс Берлинале, оба раза они уезжали домой с призом за сценарий. Возможно, и третий медведь тоже будет в этой категории.

В нынешнем году в программе Берлинале сразу несколько фильмов посвящено деревенской жизни: китайская картина "Возвращение в пыль", швейцарско-немецкая "Три зимы" и испанская "Алькаррас". Сверхзадача у каждой ленты своя. Но объединяет их то, как подробно показан труд крестьянина, как несправедливо он оплачивается, и как город постепенно наступает на деревни. Карла Симон, родившаяся в Барселоне, детство провела в сельской местности. Свой опыт, понимание и ощущение этой жизни она использует для создания фильмов, отдавая тем самым дань людям и землям ее взрастившим. "Алькаррас" – история, близкая "Вишневому саду" Чехова. Здесь тоже вырубают сады, с той лишь разницей, что Раневская садом любовалась, а герои фильма его вырастили и каждый год в нем работали. Это фильм о конце эпохи, целой жизни и страхе перед неведомым будущим людей, не умеющих ничего, кроме как трудиться на земле. В картине есть очень милая линия – маленьких детей, которые не мыслят себя вне природы – деревьев, камней, озёр, их окружающих. И было бы интересно увидеть рассказ с их точки зрения, в их перспективе. Но нет, Карла Симон предпочла традиционный путь, что лишило ее картину уникальности.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация