Как создавались костюмы для фильмов Андрея Тарковского?
Режиссёр Андрей Тарковский очень придирчиво относился к костюмам киногероев. Не любил новую одежду, говорил, что в ней нет подлинной жизни, отрицал фантазийную. Соавтором мастера в трёх его фильмах стала Нелли Фомина – одна из лучших художников "Мосфильма". Станислав Анисимов продолжит.
"Сделай так, чтобы мне понравилось", – сказал Андрей Тарковский художнице по костюмам Нелли Фоминой. И она взяла крючок и сама связала вот это платье для матери Криса. На выставке в Российской государственной библиотеке искусств представлен его эскиз. В начале семидесятых ходили в мини, поэтому длина платья казалась очень старомодной. Нелли Фомина оказалась автором ещё более необычного решения для "Соляриса". Попытка самоубийства Хари. Для того, чтобы героиня обледенела в кадре, она предложила вымочить рубашку актрисы в растворе соли.
"Тарковский закричал, что гениальная находка, но есть одно но! Он очень заботился о своих актерах, поэтому он сказал: "Для кожи Натальи Бондарчук – это будет удар, поэтому давайте не соль будем использовать, а сахар", – пояснила заведующая отделом культурных программ Российской государственной библиотеки искусств Екатерина Шумянцева.
Задача не из легких – две минуты не двигаться и не дышать, чтобы не повредить фактуру костюма и сложный грим.
"Тарковский был так рад , что он снял это со мной, что сказал: ути, моя Снегурочка! Мне стало смешно. И если бы я засмеялась, я бы рассекла себе рот этой улыбкой", – рассказала заслуженная артистка РСФСР Наталья Бондарчук.
Потрескаться могло вот это платье Хари, плотно прилегающее, вторая кожа по эскизу Михаила Ромадина. Нелли Фомина собственноручно зашивала потайной шов уже после того, как актриса надевала костюм, ведь он был без единой застежки. И с длинным рукавом, а в сценарии – с коротким. Как же зрителю увидеть след от укола – напоминание о самоубийстве героини?
"Но платье, как мы видим, оказалось с длинным рукавом,поэтому пришлось взять ножницы, и именно вот это отверстие, где должна быть видна прививка, Тарковский вырезал сам, лично. И, говорят, делал это с большим удовольствием", – отметила заведующая Музеем "Мосфильма" Елена Морозова.
На съемках "Сталкера" именно костюм персонажа помог в распределении ролей. Николая Гринько Андрей Тарковский пригласил на роль писателя. Но когда надел длинный шарф и пальто, режиссер отказался от этой идеи. И попросил примерить его вязаную шапку и куртку – костюм профессора, который идеально подошел Гринько. "Как хорошо, что я всегда была рядом с режиссером", – вспоминала Нелли Фомина. Внезапно на съемках Тарковскому не понравился костюм Алисы Фрейндлих: чего-то не хватает...
"И в этот момент он увидел Нелли Фомину, которая стояла в своей дубленке в павильоне, там было холодно. Он сказал: Нелли подойди-ка сюда! Мне нравится твоя дубленка и он попросил актрису померить эту дубленку, но при этом сказал: слишком она новенькая, давай-ка мы ее пофактурим", – отметила киновед Дина Харькова.
Испачкай сильней! – настаивал Андрей Тарковский. Нелли Фомина достала уголек, ножницы и придала дубленке кинематографический вид. Сегодня она хранится в Музее кино. Невооруженным глазом видно, на что пришлось пойти художнице ради искусства.
"И вот она эта дубленка, видите, так она и осталась: поношенная,потертая, побитая, хотя потом Нелли ее себе взяла и донашивала на даче, на огороде", – отметила старший научный сотрудник Музея кино Эмма Малая.
"Зеркало" – фильм, во многом автобиографичный. Отсюда большое внимание к атмосфере ленты, которую создавали костюмы довоенного и военного времени. Впрочем, в фильме только два костюма, созданные по фотографиям из архива режиссера. Все остальные – работа Нелли Фоминой. "Сделай так, чтобы твои костюмы не было видно", – сказал ей режиссер.