Исполнилось 100 лет со дня рождения режиссера Сергея Медынского
Эта 35-миллиметровая пленка попала в Музей кино из частного архива. На ней среди обрывков кинопроб, цветных и черно-белых кадров больше всего вот этих фрагментов. Съемки в горах, строительство моста. Место съемок неизвестно.
Юрий Голубцов: "Состояние пленки было довольно приличное. Те цветные фрагменты, которые были там, они довольно выцветшие. Но у черно-белых состояние хорошее. И датируется она где-то 60-ми годами".
На кадрах удалось распознать кинооператора Сергея Медынского, вот он наматывает портянку. Сергей Евгеньевич был профессором кафедры операторского мастерства ВГИКа, известен своими теоретическими трудами и работой в документальном кино. Его дочь, Ольга Жукова — режиссер-документалист — хранит большой фотоархив отца. Но где он мог снимать в 60-е годы, она не знает.
Ольга Жукова, режиссёр, дочь С. Медынского: "У меня всегда летом папа был в какой-нибудь командировке. Совсем маленькая я его даже не узнавала, он возвращался откуда-то. Я стояла на даче и думала: что это за человек такой к нам идет".
Увы, все фотоматериалы из домашнего архива Сергея Медынского оказались неподписанными. Историк Алексей Голубев, сопоставив годы съемки хроники, оцифрованной в Музее кино и копии этих фотографий, высказал предположение о месте съемок. "Судя по всему, здесь запечатлено строительство автомобильной трассы по маршруту Фрунзе — ныне это Бишкек, через горные перевалы Западного Тянь-Шаня. Эта грандиозная стройка началась в 57 году и длилась восемь лет", — говорит Алексей Голубев.
На сайте Центральной студии документальных фильмов есть информация о картине, посвященной строительству этой трассы. "Эхо в Горах". Оператор — Медынский. Режиссер Дина Мусатова. Вот она на кадрах кинохроники. Даже спустя почти 60 лет Дина Михайловна отлично помнит обстоятельства съемок.
Дина Мусатова, режиссер: "Вот такая есть фотография, мы с Сережей сидим, видно что на каком-то бережку и мы можем говорить шепотом, а на другом конце этого озера слышно. Почему называется "Эхо в Горах"? Потому что там все время какие-то фокусы горы выделывают".
Фильм хранится в Российском государственном архиве кинофотодокументов в Красногорске. Несмотря на то, что он вышел на экраны в 1963 году, снят и смонтирован очень современно, взять хотя бы эту сцену опасного вождения в горах.
Во время подготовки сюжета в домашнем архиве Медынского обнаружили пленку, на которой запечатлён процесс работы над этим эпизодом из фильма. Съемки в экстремальных условиях, никакой страховки. Сергей Евгеньевич был готов на всё, чтобы получить нужный кадр.
Виктор Доброницкий, кинооператор: "Он умел рисковать, он камеру держал в руках, не боялся оторваться от штатива. Хотя понимал прекрасно, что если какой-то удаленный объект, его нужно снять длиннофокусной оптикой, нужно ставить штатив. И это давало определенный вкус этому изображению. Оно было сиюминутным. Документальным".
Свое место займет и новый материал в Музее кино: рабочие моменты съемок фильма "Эхо в Горах".