Петербургский музей артиллерии знакомит посетителей с профессией топографа
Петербургский военно-исторический музей артиллерии знакомит посетителей с профессией топографа. Там проходит выставка "Государство имеет место быть, если оно отображено на карте". Архивные документы, карты и фотографии увидел Алексей Комаров.
Почти до середины XIX века полноценной карты страны, на которой были бы указаны, а не просто нарисованы географические объекты, не существовало. По этой причине император Александр I в 1822 году и учредил Корпус топографов.
"Русские войска, разгромив армию Наполеона, направились в Париж. Они увидели, что армии Европы были хорошо обеспечены топографическими картами. Потому что Европа в этом отношении давно уже была поделена, как говорится, на кадастровые планы, так называемые", – рассказал директор музея "Корпуса военных топографов" Валентин Фролов.
Карта первой в Российской империи геодезической сети. Ее концепцию предложил Карл Иванович Теннер. Он соединил территорию страны паутиной пунктов с конкретными координатами, на основе которых можно создать карту своего города или даже двора.
"Три координаты: широта, долгота и высота над уровнем моря. Понимаете, а это создает пространственно-математическую модель, в которую мы можем поместить любой предмет и определить его местоположение", – пояснил Валентин Фролов.
Топографы на огромной территории страны были и исследователями, и первооткрывателями. Офицерам приходилось форсировать бурные реки, пересекать непроходимые болота и ориентироваться на местности, где не было ни дорог, ни даже тропинок.
"Ну, представьте всю эту огромную площадь Российской империи – 22 миллиона квадратных километров. И всё это было истоптано, пройдено, зарисовано военными топографами. Люди выполняли свой долг", – добавил Валентин Фролов.
Сегодня у каждого человека в телефоне есть навигатор. Благодаря чему мы можем с абсолютной точностью определить расстояние между городами. Но надо понимать, что без двухвековой кропотливой работы, в том числе и военных топографов, это было бы просто невозможно.