Слоны-мутанты стали нормой
Браконьеры ускорили эволюцию слонов в Африке. Теперь все чаще можно встретить животных без бивней. Изменения в отдельном виде происходят буквально на глазах. Редкая мутация ранее превратилась в обычное явление в течение последних 30 лет!
Ученые изучили популяцию слонов в национальном парке Горонгоса в Мозамбике. Группой руководил эволюционный биолог Шейн Кэмпбелл-Стейтон. Исследования показали, что самки без бивней имели в пять раз больше шансов выжить, чем их сородичи с бивнями. Кроме этого, изучая образцы крови слоних, эксперты нашли аномалии в Х-хромосомах и определили ответственные за мутации гены.
Бивни – не что иное, как зубы. Слоны используют их для рытья нор, сдирания с деревьев коры или сражений и защиты от врагов. Однако в условиях достаточной кормовой базы массивные клыки вполне можно назвать рудиментом. Не зря в ходе эволюции стали появляться безбивневые великаны саванны. Раньше в естественной среде на каждые 100 животных рождалось три-четыре особи с такой мутацией. В 20 и 21 веке именно слоны без бивней получили важное эволюционное преимущество – они реже становились добычей браконьеров и чаще давали потомство. В результате за несколько десятилетий средняя длина бивня сократилась более чем на четверть. А, например, в Мозамбике вообще появилась популяция, где более трети всех животных не имеют таких клыков.
"Самки с бивнями уничтожались, самки без бивней оставались живы. Естественно, рожали "детей", которые какие-то родительские черты унаследовали. Это первый вариант. Второй вариант – это действительно мутация Х-хромосом. Удивляет, что это произошло так быстро, буквально в течение нескольких десятилетий", – комментирует Александр Хабургаев, журналист-натуралист.
Истребление слонов в Мозамбике приобрело катастрофические масштабы. С 1972 года по 2000 браконьеры убили больше двух тысяч животных. К началу 21-го столетия их осталось меньше двухсот. Отсутствие бивней помогло слонам выжить. Однако как мутация в Х-хромосомах самок повлияет на дальнейшую жизнь популяции пока не до конца понятно.