В Севастополе реставрируют диораму "Штурм Сапун-горы"
Продолжается реставрация здания диорамы на Сапун-горе в Севастополе. Завершена замена инженерных сетей, началась отделка. Музей не принимает посетителей уже полгода. Когда он откроется, узнала Ольга Щирица.
В строительных лесах диораму не узнать, но, когда реконструкция завершится, посетители не должны догадаться, что она вообще была. Начинку из коммуникаций здесь меняют полностью, а вот исторический облик фасада важно не нарушить – рамы будут новые, но фигурные стекла останутся прежними. Заменят двери, отремонтируют крыльцо и лестницу. И самое главное – внутри должен измениться микроклимат.
"Система вентиляции, которая была до сих пор, она была смонтирована в 50-х годах и уже никаким образом не отвечала тем требованиям, которые предъявляются к хранению музейных предметов, их сохранности. И поэтому сейчас во время реставрации здания диорамы здесь смонтирована новая система вентиляции, кондиционирования", – сообщил заместитель директора Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя Дмитрий Бойко.
Такого объема работ здесь еще не было, хотя зданию уже 62 года. Его построили к 15-летию освобождения Севастополя по проекту Виктора Петропавловского. После войны именно этот архитектор занимался еще и восстановлением панорамы.
"В мае 1945 года на самой высокой точке Сапун-горы был открыт первый военно-полевой музей, он был небольшим, в музее экспонировались личные вещи, фотографии, документы воинов-освободителей", – напомнила экскурсовод Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя Татьяна Забияка.
Но с 1959 года, когда построили диораму, главный экспонат – это полотно "Штурм Сапун-горы 7 мая 1944 года", самое крупное в мире произведение батальной живописи о Великой Отечественной войне. Картину Петра Мальцева, созданную еще в 1954-м, в московской студии имени Грекова увеличили в 140 раз.
Сейчас до полотна не добраться: там несколько уровней защиты от строительной пыли и перепада температур. Но весной начнется и его реконструкция. "Мы очень серьезно подходим к этому вопросу, подрядчик должен обладать всеми лицензиями, разрешениями, категорией художников определенной, поэтому это не быстрый путь", – пояснил Дмитрий Бойко.
Еще один важный фрагмент диорамы сейчас находится в Санкт-Петербурге. Это зонт-рефлектор, то есть большой кусок ткани, который служит отражателем: свет, поступающий из окон, он направляет на полотно. Им сейчас занимаются мастера, которые делают сценическую одежду, театральные декорации. Они аккуратно по швам расшили этот отражатель, создали его выкройки и делают новый. В музее рассчитывают, что к концу апреля диораму откроют для посетителей.