"Икона": сын Валерия Попенченко об отце и фильме "Мистер Нокаут"
23 февраля в прокат выходит драма "Мистер Нокаут" о жизни и приключениях легендарного советского боксера Валерия Попенченко, чемпиона СССР, Европы и победителя Олимпийских игр 1964 года в Токио – о его детстве в суворовском училище в Ташкенте, о службе курсантом-пограничником, о его первых успехах и неудачах и о его дружбе с тренером спортивного общества "Динамо" Григорием Кусикьянцем. В разговоре с платформой "Смотрим" сын Валерия Попеченко Максим рассказал о знаменитом отце и поделился личными воспоминаниями.
- Максим, какие у вас впечатления от фильма Артема Михалкова? Вы довольны результатом?
- Мы с мамой, Татьяной Игоревной, очень довольны результатом, фильм смотрится на одном дыхании. Что будет сниматься фильм об отце, мы знали уже давно. Постоянно были на связи и с Артемом Михалковым, и со всей съемочной группой. Иногда спорили с ними, иногда соглашались, но мы очень довольны. Потому что о боксе снимается много документальных картин, а художественных и нет совсем. Был когда-то фильм "Первая перчатка", и все. Спасибо Артему, что он взялся за эту тему и что в качестве героя выбрал отца. Мама, которой сейчас 82 года, сказала: "Ну, наконец-то, дождались". Она боялась, что этого не произойдет.
- Как вы считаете, кастинг актеров получился удачным?
- Попали, однозначно попали. Я считаю, что Сергей Безруков, сыгравший Кусикьянца, вообще молодец. И Виктор Хориняк, исполнивший роль отца, и Ангелина Стречина, которая играет мою маму – замечательно получилось.
- А что сказала ваша мама, увидев себя в молодости в исполнении Ангелины Стречиной?
- Сказала, что очень похоже.
- Татьяна Игоревна консультировала авторов? Может быть, рассказала какие-то подробности, которые потом вошли в фильм?
- Конечно. Когда Артем только задумал снимать фильм, он сразу к нам приехал. Сначала он прочитал автобиографическую книгу отца "И вечно бой…", а потом вместе со сценаристами спрашивал и интересовался деталями. Мама рассказывала такие вещи, которые она мне никогда не рассказывала. Сценаристы много советовались. Мы понимаем, что у каждого творческого человека свое видение, поэтому в картине появились несколько сцен, которых не было в реальной жизни, но от этого стало даже лучше. Это только плюс, боксер же.
- Как у вас обстоят дела с боксом?
- Я занимался у первого тренера отца Юрия Матулевича, который после смерти папы сразу взял меня, но в процессе я бокс забросил. Я все время находился под пристальным вниманием, все смотрели и говорили: "А, сын Попенченко, ты должен быть пятикратным олимпийским чемпионом!" Я понимал, что такой подвиг, как отец, я не совершу, и мне было немножко стыдно. Передо мной стояли другие задачи, я стал кандидатом в мастера по беговым лыжам. Но к боксу иногда возвращался. Я сделал боксерский клуб Валерия Попенченко в Москве в Бауманском университете. Веду административную спортивную работу.
- Вы общались с Григорием Кусикьянцем?
- Мало, потому что он жил в Санкт-Петербурге, я в Москве. И, в принципе, когда отец решил уйти из спорта, они поругались. Кусикьянц хотел, чтобы отец и дальше выступал, но отец считал, что всего достиг. Он всегда хотел заниматься наукой. Его докторская диссертация уже было готова, когда такое случилось (Валерий Попеченко погиб в результате загадочного несчастного случая в возрасте 37 лет – прим.). Конечно, он тренировался, но потом возглавил кафедру физического воспитания МГТУ им. Баумана. В должности заведующего научно-технической лаборатории занимался подготовкой и восстановлением спортсменов. Боксер – интеллектуал. Сохранилась фотография, где отец играет в шахматы с Талем, чемпионом мира, и не уступает.
- Вам было семь лет, когда отца не стало. Какие воспоминания о нем у вас остались? Каким он был в жизни?
- Во-первых, человечным он был всегда. Иногда жестким. Я мог ему сказать, мол, не буду это делать, и сразу получал затрещину. Воспитывал, но очень человечный, никогда звездной болезнью не болел. Многие соседи, которых сейчас уже нет в живых, отмечали – простой человек. Его любили в народе, это я говорю с полной ответственностью. Да и как не любить – он же икона!
Татьяна Санина, Василий Кузнецов // Smotrim.ru