Киев жалеет, что сейчас у него нет ядерной бомбы
В понедельник украинский МИД сообщил, что инициирует обсуждение в Совбезе ООН положений Будапештского меморандума. Документа, который, по мнению Киева, должен был обеспечить ему полную безопасность в обмен на безъядерный статус. Идея принадлежит президенту Украины Владимиру Зеленскому. В ходе Мюнхенской конференции он недвусмысленно намекнул, что страна может пересмотреть свое решение отказаться от ядерного оружия. Насколько угроза реальна и почему так называемый коллективный Запад сделал вид, что намёка не понял?
В послужном списке украинских властей был и экономический, и газовый шантаж, но Зеленский, похоже, решил взяться за ядерный. На Мюнхенской конференции по безопасности он пригрозил, что Киев может признать Будапештский меморандум недействительным, если по нему не состоятся консультации, а ведь документ принимался вместе с отказом Украины от ядерного оружия.
"Украина будет иметь полное право считать, что Будапештский меморандум не работает, и все пакетные решения 1994 года будут поставлены под сомнение", – заявил Владимир Зеленский.
И министр иностранных дел Кулеба не стал развеивать сомнения – Киев жалеет, что сейчас у него нет ядерной бомбы.
- Считаете ли вы, что Украине не следовало отказываться от ядерного оружия, и это решение было ошибкой?
- Да.
- Вы считаете, США вам должны?
- Частично.
С ощущением, что ему все должны, Киев живет с начала 90-х. Тем более, что с распадом Союза Украина стала обладать третьим в мире ядерным арсеналом. На ее территории оставалось 1900 стратегических ядерных боеголовок, несколько тысяч тактических ядерных зарядов. К ним прилагались и внушительные средства доставки – 130 межконтинентальных баллистических ракет РС-18 – по классификации НАТО "Стилет" и 46 ракет РТ-23 "Молодец" – по классификации НАТО "Скальпель". А также 44 дальних бомбардировщика.
Всё в итоге было либо порезано, либо отправлено в Россию при полной поддержке США. Никто не хотел расползания ядерного оружия. Сегодня на Украине ситуацию подают как очередную зраду – то есть предательство, но еще первый президент Кравчук объяснял – содержать ядерный арсенал и управлять им Украина была не в состоянии. У страны не было ни денег, ни технологий. Даже ядерные шифры были в Москве.
- Мы с ядерным оружием, не имея вот этих систем управления, испытания, воспроизводства – были бы похожи на обезьяну, которая держит в руках гранату, и ей сказали: "Держи чеку".
Но Зеленский, хоть и актер, может и не шутит.
У Украины остался ракетный потенциал – тот же бывший советский завод "Южмаш" в Днепропетровске. И его КБ "Южное", которое некогда создало мощнейшую ракету для комплекса РС-36, которую в НАТО прозвали "Сатана".
- Не все, но некоторые технологии и кадры с тех пор остались.
"Южмаш" производит Альфу. Новую ракету легкого класса, которая может выводить от 600 килограмм до тонны. Этого вполне достаточно! Сверхлегкая ракета. Они делают с Пентагоном. Надо четко понимать – создано совместное предприятие американо-украинское. Да, понятно, там прячутся за физлицами. Но если пуск этой ракеты осуществляется с военно-воздушной базы, понимаете, да? Откуда деньги, Зин? Понятно, да?", – рассказал Вячеслав Смоленко, бывший Генеральный директор промышленной группы "Южмаш", председатель правления региональной общественной организации содействия развития космонавтики "Старт".
А вот потенциальная попытка Киева сделать сам ядерный боезаряд действительно может обернуться созданием "грязной бомбы". Ведь даже в советские времена таких компетенций у Украины не было.
Директор Национального института стратегических исследований Владимир Горбулин рассказывает о причинах отказа Украины от ядерного вооружения: "Мы никогда не разрабатывали ядерные заряды. Они всегда разрабатывались в районе Урала. Один разрабатывал сам заряд, другой – систему управления. Мы никакого отношения к этому не имели. Мы не умели делать, утилизировать. Мы тогда не могли и сегодня не можем – есть две страны, которые это успешно делают – Россия и США".
Что есть у Украины – четыре атомных электростанций с 15 энергоблоками. В обслуживании нуждается пятая станция – Чернобыльская. То есть ядерное топливо есть, а с тем, чтобы получить из него оружейный плутоний, могут и помочь. Ведь Киев считает, что ему должны. А националисты о таком ядерном подарке только и мечтают.
Со стороны Запада пыл Зеленского и компании пока мягко остудила лишь Германия.
"Будапештский меморандум – это действительно формат без юридических обязательств в рамках международного права", – сказала Анка Фельдгузен, посол Германии в Киеве.
Другое дело – выход из Договора о нераспространении ядерного оружия. Пока это сделала лишь Северная Корея ценой санкций ООН. Киеву по идее должна светить такая же перспектива, но реакция Мюнхена смущает.
"Заявление Зеленского, которое читается очень легко, ничего, кроме аплодисментов на Мюнхенской конференции, к сожалению, не вызвало. То ли там плохо поняли, что сказал господин Зеленский, то ли Запад готов согласиться на любые действия Украины, в том числе и на прямое нарушение Украиной своих обязательств по Договору о нераспространении ядерного оружия. И это крайне опасная тенденция, которая может катастрофически подорвать глобальную безопасность", – считает сенатор Константин Косачев.
Все главные новости и видео доступны на медиаплатформе "Смотрим".