В Эрмитаже проходит выставка, посвященная Императорскому фарфоровому заводу
"Память материала" – в Главном штабе Эрмитажа проходит выставка, посвященная Императорскому фарфоровому заводу. Трехвековая история предприятия представлена в работах Сергея Русакова. Репортаж Людмилы Бурим.
Петербургский фарфор, пожалуй, самый многоликий материал, который не только вошел в обычную жизнь горожан, но и занял свое заслуженное место на музейных полках. Белое хрупкое полотно продолжает вдохновлять художников.
"Императорский фарфоровый завод – это такое уникальное предприятие, в котором практически производится искусство, потому что практически нет границ между ремеслом и искусством в этом месте", – считает куратор выставки Инна Майстренко.
В новой экспозиции в Эрмитаже – около трехсот изделий, которые создал наш современник Сергей Русаков. Знаменитой кобальтовой сетки на этой выставке почти нет. Самый узнаваемый узор Ленинградского завода – всего одна из страниц многовековой истории и предприятия, и фарфора. Создатели экспозиции решили зайти с другой стороны.
История петербургского фарфора – это во многом история людей, которые его создавали. Для этих пластов выбрали специальные фотографии работников, которые хранились в архиве предприятия. Вот, например, знаменитый модельщик и литейщик – Иван Берёзкин. Вывел свою формулу, как обжигать крупные вазы, чтобы те не лопались в печи. Интересная жизненная история почти у каждого работника завода. Причем не только у тех, кто трудился здесь в прошлые века, но и у тех, кто работает сейчас.
"Это корочки – костяной фарфор с надглазурным, можно сказать, декорированием, потому что я изготовил специальные штампы, которые имитируют те печати, которые были на реальных пропусках. Принесли коллеги свои старые пропуска, и я имитировал немного почерк, немного печати", – рассказал художник Императорского фарфорового завода Сергей Русаков.
Лица мастеров, литейщиков, художников и директоров смотрят на посетителей не только с советских корочек костяного фарфора. Здесь собраны разные техники, многие из которых уже давно не используют. Например, литофания – это самое настоящее 3D-изображение, которое видно только при правильном освещении.
"Эффект разного слоя фарфора. Если я беру пластину в 5 мм и начинаю ее выбирать до самого тонкого слоя, то в тонком слое он светлый, в толстом слое он темный – собственно, эффект вот такой объемной фотографии", – пояснил Сергей Русаков.
Оценить все многообразие форм, которые может принять петербургский фарфор, можно в Главном штабе Эрмитажа.