Театр балета Бориса Эйфмана снова представляет чеховскую "Чайку"
В год своего 45-летия Театр балета Бориса Эйфмана снова представляет чеховскую «Чайку». Но на этот раз хореограф переносит действие пьесы из дворянской усадьбы в репетиционный зал и рассказывает балетную историю. На премьере побывала Екатерина Грициенко.
Переложить драматургию Чехова на язык современного танца. Фантастикой кажется сама идея. Но Борис Эйфман снова берется за вечные вопросы: как любить, не боясь отчаянья, как выйти за рамки старого и создать собственный мир.
Разрушить границы в искусстве пытается Константин Треплев. Именно он, а не Нина Заречная – чайка новой постановки. Квартет главных персонажей оказывается в репетиционном зале, где каждый отстаивает право быть собой. Успешный хореограф Тригорин ставит неоклассическое "Лебединое озеро", а молодой Треплев одержим экспериментами.
"Вот эти два героя, это как бы мои герои, потому что я начинал свою карьеру 45 лет назад как хореограф, который пытался найти новые формы. И в Советское время признан каким-то балетным диссидентом. Сегодня я ближе к Тригорину, но с другой стороны в моей душе живет вот тот молодой, ищущий новые формы новатор", – рассказал народный артист России, художественный руководитель театра балета Бориса Эйфмана Борис Эйфман.
Этот контраст между старым и новым не только очевиден, он хорошо слышен в постановке. Напряженность повышает своеобразный музыкальный конфликт. Так романтичность и лиризм Сергея Рахманинова сменяет энергия произведений рок-музыканта Александра Ситковецкого.
Зеркала в балетном зале то ли разбиты подобно судьбам, то ли это сложный пазл. Зачем просто отражать жизнь, если можно показать гораздо больше.
"Там очень много динамического света, который используется в шоу, то есть в какой-то мере это язык немножко шоу, потому что шоу вокруг все. И поэтому как бы так кажется сегодня нам", – пояснил художник, автор декораций Зиновий Марголин.
Узнать себя в героях хореографической постановки легко и современным зрителям, и даже тем, кто далек от закулисных страстей. Всем знакомы мятежные порывы и одиночество – союзник и враг больших надежд.
"Он никак не может найти общий язык с близкими ему людьми. Вот никак. И это это его убивает в конце концов. Он теряет и Заречную, он не может найти общий язык с Тригориным, и в конце концов мама от него уходит. Я не знаю, бывают ли художники, которые без кого-либо могут что-то создавать", – пояснил ведущий солист театра балета Бориса Эйфмана Дэниел Рубин.
Первая "Чайка" Бориса Эйфмана вышла, когда его театру исполнилось 30. Этот год 45-летнего юбилея. И теперь хореограф на вопрос: "что победит:традиции или новаторство?", цитирует классика. Зачем толкаться, всем места хватит. Лишь бы искусство оставалось истинным в каждой из форм.