Галерея Гари Татинцяна представляет персональную выставку Мэта Коллишоу "Зона машин"
Зона машин выглядит как авиарий — только в этом вольере птицы не настоящие. Они как роботы, реагирующие на движения и как люди, привыкшие к определенным действиям и реакциям. Мэт Коллишоу эту инсталляцию создал под впечатлением от экспериментов американского психолога Берреса Фредерика Скиннера — он исследовал поведение животных, приучая их к действиям после четкого сигнала. Награждением была еда.
Мэт Коллишоу, художник (Великобритания): "Я не первый человек, который обращается к птицам как к метафоре, с одной стороны, птицам свойственно определенное очарование. Это маленькие хрупкие существа, способные преодолевать гравитацию и в отличие от нас, у них есть свобода. С другой стороны — это роботы с запрограммированным поведением, существа, которые находятся за пределами нашего понимания. Мы не знаем, как они воспринимают этот мир, как перемещаются и как ведут себя".
На этой выставке вообще много птиц — орел в натуральную величину, голуби, с которыми у художника давние напряженные отношения. У него в саду в Лондоне, да и во всем городе, эти птицы вьют гнезда. Лет 12 он с ними боролся, а потом решил изучить — анатомию, движения, сделать их своими моделями для скульптур. На этой серии работ показан тот же эксперимент: голубь, кнопка, еда. А здесь уже другая история — о быстротечности человеческой жизни, это копии полотен старых мастеров, как бы незавершенные, будто внезапно в принтере закончилась бумага, несмотря на то, что это живопись. Мэт Коллишоу — дальтоник. Цвета ему подбирает помощник.
Мэт Коллишоу: "В этом есть определенная ирония. Кажется, если ты дальтоник, то не стоит работать пилотом, электриком и художником. Но я нашел способ когда я сопоставляю два цвета, я вижу, резонируют они друг с другом или нет, радуют глаз или нет, хотя я не знаю, что это за цвета".
Для работы под названием "Альфа и Омега" видеть цвета не обязательно. Здесь идея в столкновении двух миров — дикой природы и современных технологий. Шимпанзе нашла гермошлем. Она пытается понять, что это, а зритель задается вопросом — как гермошлем попал в джунгли. Для этой инсталляции в галерее Гари Татинцяна выделили отдельный зал.
Гари Татинцян, владелец галереи: "Меня как-то спросили, а почему можно доверять твоему выбору художника? Я сказал, потому что у меня дома вы увидите тот же выбор. То есть продуманный, эмоционально обоснованный и временем испытанный".
Еще одна работа, для которой потребовалось отдельное пространство — огромный зоотроп. 60 оборотов в минуту, освещаемые вспышками стробоскопического света. Здесь показан ритуал ухаживания птиц. Яркие перья и своеобразные танцы — по мнению художника очень похоже на то, что происходит между людьми, когда они хотят произвести впечатление. В это непростое время Коллишоу предлагает проникаться искусством.
"Прямо сейчас мы можем рефлексировать над тем, что происходит в мире. Только так мы можем подняться на другой уровень. Нужно попробовать сделать шаг за пределы шума, хаоса и увидеть что-то другое. Искусство. Созерцать, медитировать. Мне кажется, это здоровая реакция", — рассказал Мэт Коллишоу.