В России готовятся отметить 350-летие со дня рождения Петра Первого
Двери эти очень низкие, можете себе представить, как приходилось нагибаться нашему императору с его ростом 2 метра четыре сантиметра.
Окна как на корабле, двери как в избе. Голландский стиль в русском исполнении. Небольшой домик, в котором жил Петр Первый, наблюдая за строительством Новодвинской крепости сегодня — вдалеке от туристических маршрутов музея — заповедника Коломенское. Был сооружен в 1702ом году на Марковом острове в устье Северной Двины, затем перенесен к Новодвинской крепости, затем уже в центр Архангельска. Чудом уцелел в тридцатые годы уже ХХ века — тогда власти города хотели его снести. Вмешался любитель древностей и заодно — первый директор музея-заповедника Петр Барановский.
Андрей Сальников, экскурсовод музея-заповедника "Коломенское": "В результате перевезти этот домик удалось только в 1934 году, а сборка этого домика затянулась, его собирали два года. К сожалению не очень многие подозревают, что в Коломенском есть домик Петра Первого. Он выглядит так не очень приметно, стоит и стоит, тем более что он в стороне в основного прогулочного маршрута".
Не все бревна этого дома — петровской эпохи, но вот это дерево в Коломенском точно свидетель детства императора. Дубу более шестисот лет и по преданию именно под дубами Петр обучался грамоте. Любовь к паркам и садам в семье Петра передавалась по наследству. Еще в одной царской усадьбе — в Измайлово — царская семья выращивала экзотические сады и устраивала "московский Версаль". Среди заморских диковин — арбузы, дыни, виноград, Рисунок Алексея Михайловича — отец Петра — собственноручно прописывал, где и как должен был осуществятся полив и освещение.
Иван Федорин, заведующий сектором "Измайлово" отдела экскурсий и экскурсионно-художественных программ: "Это была такая попытка импортозамещения. В XVII веке было что-то похожее. Петру больше всего нравились арбузы. Урожай измайловских арбузов удалось вырастить небольшой, хотя арбузы были в XVII веке не такие как сейчас, не такие большие, красные спелые, их любили солить, мочить и вываривать".
Именно в Измайлово, в одном из сараев, Петр обнаружил Ботик "Святой Николай". Его приказал привезти в Россию родственник императора — боярин Никита Романов. Сарай, конечно, не сохранился, сам ботик — дедушка военно-морского русского флота теперь передан в Петербург, но вот эти стены помнят Петра — Покровский храм, на освящении которого он был, сохранились и башни царской усадьбы. Память о Петре в Москве иногда хранят вещи не совсем очевидные. Казалось бы — просто тюльпаны, гиацинты, сирень — и длинная очередь желающих вдохнуть их аромат, а за этим — тоже Петр, когда-то впечатленный садами Лейдена и Амстердама.
Алексей Ретеюм, директор Ботанического сада МГУ "Аптекарский огород": "После того, как он вернулся, спонтанно получилось, он еще хотел доехать до Венеции, а тут очередной стрелецкий бунт, он срочно вернулся в Россию, и был занят подавлением этого бунта. Потом в 1703 — основанием Петербурга, а в 1706 году он приехал сюда, ровно в это место — и основал Аптекарский огород". Петру Первому я обязан своей работой, я тут 29 лет работаю и без него этого сада не было бы".
Посадил царь здесь, большой любитель ботаники и работы в саду — ель, пихту и лиственницу. До наших дней дошла только лиственница, недавно ее возраст проверили ученые и он совпал с возрастом сада — около 317 лет. Не все ветви сохранились, но она еще держится — и весной начинает активно зеленеть — так что к этой живой истории можно даже прикоснутся.