России есть чем остудить горячие головы
В своем телеобращении по Украине в четверг Владимир Путин предельно жестко призвал другие страны не вмешиваться. И России действительно есть чем остудить горячие головы. Новейшее супероружие России гиперзвуковой "Циркон" – в эксклюзивном репортаже специального корреспондента ВГТРК Александра Рогаткина.
Ледяные волны то и дело окатывают ходовой мостик по самую крышу. За кормой в ожидании бури беснуются чайки. Мы находимся на борту фрегата "Адмирал Горшков", который в штормовом Баренцевом море будет проводить испытательные стрельбы гиперзвуковым "Цирконом". Это самая засекреченная российская противокорабельная ракета.
- Сейчас не самая благоприятная погода, серьезно штормит, может это как-то повлиять на стрельбы?
- Нет, никоим образом это не повлияет на выполнение задач. Мы задачи выполняем в любое время дня и ночи, – заверил Даниил Низвецкий – заместитель командира корабля по военно-политической работе.
По сценарию учений корабли Северного флота, среди которых еще и тяжелый атомный крейсер "Петр Великий", должны отразить атаку с моря и нанести ответный удар крылатыми ракетами "Калибр" и геперзвуковым "Цирконом".
Вот под этой крышкой универсальной пусковой установки и находится секретный гиперзвуковой "Циркон". Даже внешний вид его – это пока строжайшая тайна. Зная размеры пусковой шахты, можно с уверенностью судить только о габаритах ракеты. Ее длинна – около 9 метров, диаметр – 60 сантиметров.
Командир корабля уверяет, что ракету сам видел только во время запуска, когда в клубах дыма и огня особо ничего и не разглядеть, а на фрегат "Циркон" грузят в закрытом контейнере.
"Облик гиперзвуковой ракеты, ее внешний вид – это один из охраняемых параметров. Поэтому я ее не видел никогда. А увидеть при старте невозможно. Невозможно при этих скоростях", – отметил Игорь Крохмаль, командир корабля.
Министерство обороны на время учений закрыло для судоходства значительную территорию Баренцева моря. Поэтому над головой ожидаемо будут натовские спутники, а по границам запретной зоны, отведенной под стрельбы, начнут дежурить корабли Североатлантического альянса.
"Пусть следят, мы не против, наоборот, они в своих информационных сообщениях скажут, что да, действительно, есть такое оружие. Россия нас не обманывает, не ведет по ложному следу. Пусть смотрят, для этого наши учения – открытые", – подчеркнул Игорь Крохмаль.
Иностранные наблюдатели смогут определить и перепроверить только три параметра: заявленную скорость "Циркона", точность поражения цели и приблизительную дальность полета ракеты.
- Стрельба будет вестись на расстоянии от 1000 до 1500 километров, – рассказал Крохмаль.
- И за сколько же минут пролетит это расстояние?
- Если взять 1000 километров, разделить на 9 скоростей маха, то мы получаем, где-то 580-620 секунд.
9 махов – это и есть гиперзвуковая скорость – 12 тысяч километров в час. Представляете?!
На следующий день корабли Северного флота выходят в заданную точку Баренцева моря – это северо-западнее норвежского мыса Нордкап. На корабле объявлена боевая тревога: команда занимает свои места и приводит в готовность противолодочную и противовоздушную оборону фрегата.
Первой уходит крылатая ракета "Калибр". Ей лететь до мишени больше часа. Но у нее другие задачи: она дальнобойная и, главное, дешевая. Спустя несколько минут приходит время и до основой ракеты этих учебных стрельб.
Вот открывается крышка шахты, и гиперзвуковой "Циркон" взлетает всего в нескольких метрах от меня. Это непередаваемое зрелище! С ревом "Циркон" уходит в заполярное небо. Уже примерно через 10 минут ракета поразит морскую цель, до которой почти 1000 километров.
Гиперзвуковая ракета врезается в плавающую мишень. На понтоне установлены видеокамеры. Боевого заряда нет – тут важно зафиксировать точность попадания. А точность для гиперзвуковой ракеты просто ювелирная. Чуть позже свою цель, но уже на побережье, находит крылатая ракета "Калибр". И тоже попадание в яблочко.
После стрельб командир ракетной боевой части осматривает пусковые шахты. Они – универсальные, в них могут размещаться и "Калибры", и "Ониксы", и "Цирконы".
- А чем пахнет? Это запах ракетного топлива?
Георгий Росляков – командир ракетно-артиллерийской боевой части
- Это запах пороха, который нам дорог и приятен, – говорит Георгий Росляков – командир ракетно-артиллерийской боевой части.
- Так пахнет победа, наверное, да?
- Так пахнет победа! Это то, что мы выполнили в тяжелейших гидрометеоусловиях.
- Впервые в море последовательно операторы вводили данные как по наземной цели, так и по морской. Вот это было самое сложное. Выполнили все на оценку "отлично", цели поражены. Все это зафиксировано, – заявил Игорь Крохмаль.
"Циркон" делают в реутовском НПО машиностроения, оттуда родом большинство российских крылатых ракет. Но и здесь внешний вид от нас скрывают. Снимать разрешают только транспортно-пусковой контейнер для ракеты и его испытания. Вместе с "Цирконом" его швыряют, кидают и трясут часами.
Ракету готовят к пожару на корабле, к встрече с ПВО противника и даже с нерадивым крановщиком. И еще непонятно, что для ракеты опаснее.
Григорий Иванько – начальник отдела динамических испытаний «НПО машиностроения».
"Изделие роняют с крана. Например, нештатная ситуация, что будет с изделием, ну мало ли. Бывает аварии. Изделие должно упасть, но не разбиться и не взорваться, не должно возникнуть пожара при этом", – пояснил Григорий Иванько – начальник отдела динамических испытаний "НПО машиностроения".
Уникальные испытательные стенды с легкостью превращают железные бочки в лепешки.
История отечественного гиперзвука насчитывает более 60 лет. Первым таких скоростей достигло опытное конструкторское бюро номер 52 академика Челомея.
"Запуск аппарата МП-1 , ракеты Р-12 состоялся 27 декабря 1961 года. И программа испытания была полностью выполнена. Это был первый в мире летательный аппарат, на котором после входа в атмосферу осуществлялась стабилизация при гиперзвуковых скоростях. При помощи специальных аэродинамических рулей", – рассказал Антон Дегтярев, замдиректора НПО машиностроения.
Управляемому аппарату Челомея, который выходил в космос, удалось в десять раз превысить скорость звука.
"Я тогда был еще молодым специалистом, но мне поручил Владимир Николаевич проектные работы вот по таким летательным аппаратам. И мы уже в те времена понимали, что такое высокие скорости полета, что такое гиперзвук, что такое космические дали, как спуститься с орбиты", – сказал Владимир Поляченко – главный научный сотрудник НИЦ "НПО машиностроения".
Владимир Поляченко – ученик Челомея. Он – один из старейших разработчиков гиперзвуковых систем и ведущий конструктор ракет для берегового комплекса "Бастион".
"Все зародилось тогда еще. Так что говорить о том, что мы сейчас проснулись в России и сразу у нас появился сверхзвук, это совершенно неверно. Работы велись, как мы видим, с начала 60-х годов", – отметил Владимир Поляченко.
К 90-м годам у нас уже была готовая ракета "Метеорит", летевшая на скорости в 3 маха, близкой к гиперзвуку. Ракета имела прямоточный двигатель, ее запускали с самолета. Но расправить крылья "Метеориту" так и не дали.
"Это была уникальнейшая ракета, которая летела с большим сверхзвуком, на ней было отработано очень много новых технических решений, которые впоследствии на новом уровне были применены в ракете "Циркон", – пояснил Анатолий Свинцов – заместитель генерального директора по комплексам с крылатыми ракетами "НПО машиностроения".
Обтекатель отлит из композитного материала, способного выдержать высокие температуры.
- "Циркон" похож на "Метеорит"?
- На этот вопрос отвечать не буду, – говорит Анатолий Свинцов.
- Он круглый, квадратный или треугольный?
- Он размещается в транспортно-пусковом контейнере. Все. А. какой он там, я сказать не могу.
- При взлете рассмотрим.
- Ради бога. Если при взлете увидишь, что там. Потому что внешний вид, даже косвенно, уже специалист может определить назначение и определенные параметры этого изделия. Это очень много значит.
При выходе ракеты из шахты можно только разглядеть, что она круглого сечения. Не такая, как у американцев или китайцев. Из пусковой установки "Циркон" выталкивают пороховые газы. Это так называемый, минометный старт. На пятой секунде срабатывают газовые рули, направляюще "Циркон" в нужную сторону. Дальше включаются двигатели разгонного блока. Видно, как обтекатель ракеты отстреливается и падает в море.
Это техническое решение долго оттачивали на испытательном стенде. Ракета должна выбрать правильный курс и не тащить с собой лишний груз из уже отработавших свое газовых рулей.
Испытательные стрельбы "Циркона" военными признаны успешными, и гиперзвуковая ракета принята на вооружение российской армией.
"На "Армии-2021" был подписан контракт на изготовление серийных ракет "Циркон". Разработка данного комплекса – это ответ на выход США из Договора по противоракетной обороне, на расширение инфраструктуры НАТО вплотную к нашим границам, к России-матушке", – заявил Анатолий Свинцов.
После перевооружения корабля гиперзвуковыми "Цирконами", которыми можно сделать залп из 16 ракет, фрегату "Адмирал Горшков" не будет в море равных. Он один сможет противостоять целой авианосной эскадре противника.
Для фрегата это далеко не первые стрельбы "Цирконом".
"Была стрельба и по надводным целям, и по береговым целям, и по сложным мишеням. По позициям, когда ракета должна была из трех мишеней выбрать ту, которая была изначально заложена программой на корабле. Вот все это проходило в штатном режиме. Ракета изделие, программное обеспечение показали свою надежность. Ни разу не было каких-то отказов в этом плане", – подчеркнул Игорь Крохмаль.
Фрегат "Адмирал Горшков" – это современный российский корабль, построенный по технологии "Стелс" с применением специальных материалов, которые делают фрегат малозаметным для радаров. У "Циркона" невидимость достигается иначе – за счет невероятной гиперзвуковой скорости ракеты.
Гиперзвуковая ракета летит в облаке раскаленных газов, практически в плазме, которая отражает электромагнитное излучение радаров.
- Ракета уникальна по своим характеристикам, потому что наша промышленность смогла вложить в эту ракету все свои наработки. И даже близких ракет по своим характеристикам у нашего вероятного противника не существует, и в ближайшее время вряд ли они появятся, – говорит Георгий Росляков.
- Говорят, что эту ракету невозможно сбить?
- Невозможно. Не существует таких систем ПВО ПРО, которые способны ее не то что сбить – даже и засечь.
После успешных стрельб фрегат возвращается на базу и в лучах заходящего солнца входит в спокойные воды Кольского залива.