История раскола: выставка о наследии старообрядчества открывается в "Коломенском"
Выставка в музее-заповеднике "Коломенское" рассказывает об одной из трагичных страниц истории Русской православной церкви — расколе. В середине XVII столетия патриарх Никон провел реформу, целью которой была унификация русских церковных обрядов и книг с греческими. Однако часть мирян и духовенства при поддержке могущественных представителей знати, таких, как боярыня Морозова, отвергли изменения, увидев в них признаки ереси. Знаменем протеста стал протопоп Аввакум. На выставке можно увидеть его письма в защиту веры.
Елена Юхименко, автор концепции и куратор выставки: “Пятая челобитная, адресованная царю Алексею Михайловичу, в котором протопоп Аввакум как раз просил все-таки вернуться к вере отцов и дедов и даровать жизнь тем людям, которые всего лишь сохраняли эти традиции”.
История противостояния протопопа Аввакума с одной стороны и царя Алексея Михайловича и патриарха Никона с другой, закончилась казнью Аввакума — его сожгли на костре. Последователи протопопа впоследствии причислили его к лику святых.
С момента возникновения раскола церковь и государство усиленно боролись с приверженцами старой веры. Только в 1905 году был издан высочайшие указ "Об укреплении начал веротерпимости", согласно которому раскольников стали именовать старообрядцами. Несколько старообрядческих моленых было и в селе Коломенское. Так что проведение выставки именно здесь, в любимой летней резиденции царя Алексея Михайловича, более, чем символично.
Митрополит Корнилий, предстоятель Русской православной старообрядческой церкви: “Мы, наши предки после раскола сохраняем вот этот дух, букву, устав вот этой веры, которая была на святой Руси в середине веков средних. Нас потом назвали старообрядцами, к сожалению, во время гонений. Мы именно православные, православные из православных, русские из русских”.
Выставка наглядно демонстрирует один из главных постулатов старой веры — строгое следование древнему обряду во всех мелочах. Хотя для староверов мелочей не было ни в XVII веке, ни сегодня. Если не обращать внимания на таблички с датами, то можно легко перепутать предметы церковного обряда далекого прошлого с современными. Листовки такие же, как несколько веков назад. Это личные вещи одной из самых знаменитых представительниц современного старообрядчества — Агафьи Лыковой. Хотя сама она уж точно не стремится быть известной, осознанно выбрав суровые условия жизни вдали от мира, от цивилизации. Кстати, среди экспонатов — и письмо, адресованное лично митрополиту Корнилию.