В Москве представили каталог выставки, посвященной русской духовной музыке
Экспозиция, посвященная 300-летию Московского Синодального хора, завершила работу в феврале. Теперь гостям музея представили ее каталог. Антон Николаев – с подробностями.
Детская хоровая студия "Ключ" при храме Всемилостивого Спаса в Митине – маленькая частичка большой истории русского церковного пения, которой и посвящен богато иллюстрированный каталог "Глагол таинственный небес". Его представили в Музее современной истории России авторы и организаторы одноименной выставки – Фонд "Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество". Экспозиция рассказывает об истоках духовной музыки, пришедшей, как известно, в Древнюю Русь вместе с христианством из Византии. А потому выставка получилась всеобъемлющей: становится понятно, с чего начиналось вообще все и музыкальная культура в частности.
Один из центральных экспонатов выставки – Боровское Евангелие 1530 года. "Никогда в таком объеме не говорилось о русской духовной музыке. Именно поэтому эта выставка вызвала к жизни такую идею, как создание музея духовно-певческой традиции в Москве. Для того, чтобы каждый, даже просто школьник, который изучает сольфеджио в школе и просто учится пению, чтобы он знал, наследником какой великой певческой традиции он является", – сообщила председатель Наблюдательного Совета Фонда Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество Анна Громова.
А вот и первый урок – прямо в экспозиции на одном из экспонатов. Эта двухмануальная фисгармония принадлежала Сергею Рахманинову. "Всенощное бдение", написанное композитором в 1915 году, в самый разгар Первой мировой войны, в конце 70-х – начале 80-х можно было услышать в московском храме иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость" на Большой Ордынке.
"Я прекрасно помню, как мы ходили в храм иконы "Всех скорбящих Радость" на Большую Ордынку, чтобы послушать "Литургию" Чайковского или "Всенощную" Рахманинова. И при этом я помню, как однажды настоятель вышел и сказал: "Что вы сюда пришли? Это не концертный зал, это богослужение. Но многие люди пришли в храм впервые только ради того, чтобы послушать это", – поделился писатель, культуролог Константин Ковалев-Случевский.
Уже в наши дни именно в храме иконы Божией Матери "Всех скорбящих Радость" несет свое служение Синодальный хор. Он был воссоздан в 2010 году и сегодня сопровождает важнейшие торжественные патриаршие богослужения.
"Каждый человек, каждая душа имеет свой голос, свой талант и свое призвание. И наша задача сегодня – говорить о Боге через духовные песнопения", – рассказал художественный руководитель и главный дирижер Московского синодального хора Алексей Пузаков.
Чайковский, Рахманинов, Мусоргский – этот список можно продолжать. Нет, наверное, ни одного мало-мальски значимого русского композитора, который бы не писал духовной музыки. Ее история продолжается и сегодня современными авторами, в числе которых митрополит Иларион. А начиналось когда-то все вот с такого знаменного пения.