Увольнения, убытки и банкротства: кто первым пострадал от авиасанкций
Японские авиалинии не летают в Европу и просят помощи у правительства, финские – отправляют в неоплачиваемый отпуск сотни пилотов и бортпроводников. Лизингодатели пробуют обойти санкции Евросоюза и оставить отданные в аренду самолеты в России как реквизированные. Обслуживание бортов и поставка запчастей могут проходить через третьи страны. Это лишь часть того, как реагирует на антироссийские ограничения мировой авиарынок.
Первой это почувствовала Air France: путь их труден и далек, если летать на Восток по новому маршруту. Не напрямую, как раньше, а огибая Россию. Японский рейс авиакомпании продлился 15 часов 30 минут – на два с лишним часа дольше, чем до того, как Евросоюз закрыл свое небо для российских авиакомпаний и получил симметричный ответ от Москвы.
"Это топливо, это ресурс машины, зарплата летчикам, стюардессам. И не каждый самолет дотянет, это надо где-то садиться – это еще дополнительные расходы на взлет-посадку, на обслуживание самолета", – говорит заслуженный пилот России Юрий Сытник.
Полетное время – деньги. И если пассажиры соглашаются на пару лишних часов в воздухе, то рынок такого не прощает. А по транссибирскому маршруту, то есть над Россией, европейские и американские компании возили не только людей, но и грузы.
Генеральный директор Finnair Топи Маннер практически признал, что эти рейсы теперь просто не окупятся.
"Обход российского воздушного пространства значительно удлиняет время полета в Азию. Выполнение большинства наших пассажирских и грузовых рейсов в Азию становятся экономически шаткими и неконкурентоспособными", – отметил он.
Сайт финской авиакомпании все еще приглашает влиться в экипаж, стать стюардом – не успели снять объявление. Finnair отправляет в неоплачиваемый отпуск до полутысячи бортпроводников и 150 пилотов. На горизонте – увольнение и процедура банкротства компании.
Два японских гиганта уже отменили рейсы в Европу и запросили помощи у своего правительства. Прошла всего неделя после введения авиасанкций. На Кипре президент и глава МИДа уже хотят обсудить, не открыть ли небо для российских лайнеров, глядя, как "Турецкие авиалинии" забирают пассажиропоток, пока самолеты Cyprus Airways простаивают в аэропортах. Причем лазейку киприоты-реалисты оставили.
"Подчеркиваю, мы единственная страна, у которой на заседании была оговорка, и она зафиксирована. Юридически мы защищены", – заявил министр транспорта Кипра Яннис Карусас.
С российскими самолетами обходятся подчеркнуто жестко. У S7 конфисковали Airbus в Ереване, и сейчас компания отменила все зарубежные рейсы, в том числе и в страны СНГ. А борт Nordwind сегодня остановился буквально на взлетной полосе – лизингодатель потребовал вернуть лайнер. Всего у российских авиакомпаний в лизинге 777 иностранных самолетов. По санкционным правилам, владельцы должны забрать их до конца марта.
"Европейские санкции могут оставить лизинговые самолеты в России" – в этом заголовке New York Times двойная тревога. Если Москва примет решение национализировать "Боинги", "Эйрбасы", "Эмбрэйеры" в ответ на арест российского имущества на Западе, владельцы понесут убытки. Но если самолеты решат отдать, то как их забрать технически? При расторжении договора воздушное судно лишается российского флага, а для не российских небо над страной закрыто.
"Для многих лизингодателей европейских это практически путь к банкротству. Потому что, во-первых, им придется заплатить неустойку нашим авиакомпаниям за досрочное расторжение договора, во-вторых, вместо немалых ежемесячных платежей за лизинг они просто получат свою технику, в которую вложили миллиарды, десятки миллиардов долларов, и теперь эта техника будет просто ржаветь на перроне", – объяснил руководитель портала Avia.ru Роман Гусаров.
Ущерб для западных авиакомпаний оценивается в 70 миллиардов долларов. Выгоду получают два игрока рынка – азиатские и ближневосточные авиакомпании, чьи конкуренты сами лишили себя российского рынка, и российский авиационный кластер, на долгосрочную перспективу получивший стимул поднять в небо новые отечественные самолеты.