В театре "Школа драматического искусства" – премьера спектакля "Гроза. Апокриф"
В театре "Школа драматического искусства" – премьера спектакля "Гроза. Апокриф". Студент режиссерского факультета ГИТИСа Евгений Закиров поставил "мятеж по пьесе Островского" – так определён жанр постановки. Яна Музыка продолжит.
Евгений Закиров говорит, от молодого постановщика чаще всего хотят спектаклей по современной драматургии. Но он хотел поработать с классикой, найти новые смыслы в хрестоматийной пьесе. В процессе репетиций родилось название – "Гроза. Апокриф" указание на собственное прочтение канонического текста.
"Хрестоматийный взгляд, то, что Катерина – луч света в темном царстве – толчок для сочинения спектакля был такой, что мы рассматриваем темное царство внутри этого луча света. То есть мы рассматривали рассматривали пьесу через Катерину, через главную героиню, через ее внутренний мир", – пояснил режиссер Евгений Закиров.
Микрокосмос Катерины, в котором есть теневой аспект, внутренние демоны. Внутри Катерины и любовь и какая-то ужасная бездна. В этом спектакле она не только луч света, но и луч тьмы, как объясняет актриса Александра Лахтюхова.
"У нас в пьесе нет грозы как природного явления. Как божьего наказания, как у Острогового. У нас гроза – это и есть Катерина. То есть в ней есть несколько личностей. Как есть в любом человеке", – пояснила актриса Александра Лахтюхова.
Костюмы – в черно-белой гамме. Тяжелые ткани, плотные силуэты – футляры. Эти люди скованы, зажаты даже собственной одеждой. А вот Борис – молодой человек, приехавший из Москвы – будто из другой жизни, из другого времени. Костюм решили не шить специально – купили вещи в обычных магазинах одежды.
Чтобы приблизить его образ к сегодняшней реальности. К мотивам персонажа тоже подошли по-своему.
"Он любит ее по-настоящему. Обычно его делают таким прям жестким абьюзером, что он просто ее бросает. А здесь у нас история, что это взаимное абсолютно чувство", – отметил актер Алексей Славкин.
Сам текст "Грозы" разобрали и собрали заново.
"Я работал с текстом как со стихотворением, наверное. То есть не было всегда обязательно, что именно этот герой говорит именно эту реплику. То сеть я текст одного персонажа мог отдать другому или перевернуть. В угоду ритму сцены и смыслу, который от этого возникает", – пояснил режиссер Евгений Закиров.
Кроме пьесы Островского, в спектакле звучат поэтические строки Ломоносова, "Так говорил Заратустра" Ницше, школьные сочинения о "Грозе".
В финала снова возникает образ школы, тема травли, размышления о том, как жертва может стать тираном. По словам режиссера, это спектакль о том, что человек очень сложен. Понять до конца мы не способны даже самих себя.