Ситуация на Украине 7 марта 2022, 00:24 7 марта 2022, 01:24 7 марта 2022, 02:24 7 марта 2022, 03:24 7 марта 2022, 04:24 7 марта 2022, 05:24 7 марта 2022, 06:24 7 марта 2022, 07:24 7 марта 2022, 08:24 7 марта 2022, 09:24 7 марта 2022, 10:24
  • Елена Ерофеева

Чужой беды не бывает: как белгородцы помогают беженцам

  • Картинка
  • Чужой беды не бывает: как белгородцы помогают беженцам
  • Картинка
    Чужой беды не бывает: как белгородцы помогают беженцам
  • Чужой беды не бывает: как белгородцы помогают беженцам
Своих не бросаем. Как белгородцы встречают соседей из Украины?

С начала эвакуации из Донбасса женщин и детей две недели назад в Россию приехали более 170 тысяч человек. Одной из первых беженцев приняла Белгородская область, что граничит сразу с тремя областями Украины. В Харьковской области с гуманитарным конвоем из Белгорода побывала Елена Ерофеева.

Грандиозный проект "Стена" — это закопанные в землю 4 миллиарда гривен. Замысел или умысел принадлежал Порошенко: он строил "европейский вал", чтобы защитить Европу от России. Но что для российской армии этот "дачный заборчик"? Наши военные уже продвинулись на сотни километров в глубь европейской Украины, а украинские пограничники подались в бега.

Вот так сегодня выглядит пункт упрощенного перехода с украинской стороны. Здесь пограничники оформляли документы на въезд и на выезд. Это здание не после погрома — после обстрела: стекла выбиты, электричество оборвано. Уходили так быстро, что оставили недопитый чай и несъеденные украинские галеты.

В приграничных селах есть уже нечего. Даже хлеб закончился. 10 дней сюда не завозят продукты. С гуманитарной помощью к ним выдвигается колонна Росгвардии.

Это Украина. Харьковская область. До самого Харькова — километров сорок, не больше. Это раньше из Белгорода в Харьков на выходные ездили. В Белгороде деньги зарабатывали, в Харькове их тратили. Из-за разницы в курсе так было выгоднее. Сегодня это одно из самых опасных направлений, поэтому в сторону Харькова мы едем не по основной, федеральной, трассе, а поселковыми дорогами.

Навстречу с белыми лентами — вереница легковых автомобилей. С миром едут. На лобовом стекле – крупными буквами: "Дети". По автомобильным номерам читаем географию: Киев, Харьков — огненные точки на карте Украины.

Вдоль дороги – российские блокпосты. Машины досматривает ОМОН – здесь уже ловили диверсантов. Обманчивая тишина свежих развалин парализует: раскатистым эхом доносится грохот разрывающихся снарядов. Харьков – под обстрелом.

"Катастрофа. Стреляют, бомбят. Очень страшно. Живем в неведении: нет ни Интернета, ни телевидения", – говорят местные жители.

Это неведение умножает ощущение беды. 24 февраля в селе Липцы погас свет. В туберкулезном диспансере, психоневрологическом интернате, доме престарелых на исходе лекарства. Еду для пациентов готовят из тех продуктов, что приносят из дома повара.

"Мы без связи, мы без света уже девятый день. Мы отрезаны от мира. Как на острове необитаемом", – признаеются местные жители.

На банковских картах еще остались сбережения, но банк Коломойского в селе умер — закончились деньги. Украинская власть о жителях забыла. Помощь пришла из России. Правительство Белгородской области уже второй раз за неделю организует гуманитарный конвой в приграничную Харьковскую область. 30 тонн волонтеры загрузили в четверг. Еще три военных "Урала" выехали из России накануне.

"Вы говорите, братские народы. Я бы сказал даже больше: всегда жили как одна семья. Огромнейшее количество родственников, живущих в Харькове. Это действительно большая семья. И то, что сейчас семьи не могут воссоединиться, – боль", – отметил Вячеслав Гладков, губернатор Белгородской области.

520 километров границы, что приходятся на Белгородскую область, до 2014 года открывали новые возможности, сегодня это испытание. Через пункт пропуска Нехотеевка украинцы теперь едут в одну сторону – подальше от пронзительной желтизны озаренного взрывами неба. "8 дней мы сидели в погребе. У людей продукты закончились, теплые вещи, носки, одеяла. Русские солдаты помогают, у кого что есть дают, делятся с людьми", – рассказывают украинцы.

Гуманитарный коридор на харьковском направлении Украина так и не открыла. На выезде из города дежурят националисты. Кому удалось сбежать, назад не хотят возвращаться. "Люди брошены на произвол судьбы. Все – за русских", – признаются они.

На пункте пропуска российские пограничники кормят горячим обедом, предлагают чай и кофе. Продукты, детские игрушки, закрутки — как говорят на Украине — и даже соленое сало передают местные жители.

Белгород уже принял больше полутора тысяч украинских беженцев. Две недели назад на перроне вокзала встречали поезд с переселенцами из Луганска и Донецка. Их разместили в гостинице.

Саша успела взять документы и кое-что из детских вещей. Не до игрушек было. Уже здесь волонтеры выдали теплую одежду, новую куклу и краски для Миланы. Они из Горловки, где каждый день рвутся снаряды, разгораясь заревом до слепящей белизны.

Она второй раз пытается убежать от войны. В 2014 году и вот сейчас. 8 лет спустя. Но эхо войны разлетается на тысячи километров. Здесь все время следят за новостями с Донбасса, узнавая в руинах свои когда-то уютные дома. Отвлекая себя от плохих мыслей, они предлагают помощь: убирать в номерах, заниматься с детьми. Готовы браться за любую работу. В молочной компании "Северский Донец" есть вакансии. Черно-пестрые голштино-фризы – это высший свет молочного производства. Они страну нашу кормят и поят. Но санкции против России могут ударить и по этим телочкам. Семя для получения потомства завозят из Америки. Почти все оборудование — импортное.

"Первое – это рост цен, потому что есть вероятность спекуляции на рынке даже при наличии у некоторых поставщиков запасов внутри России. Но, видя ситуацию, они пытаются спекулировать. Второе – зависимость импортных деталей от курса валюты", – отметил Алексей Шишиморов, технический директор МК "Северский Донец".

Санкции 2014 года только подстегнули развитие сельского хозяйства в Белгородской области. Доля отрасли в экономике региона – 30%. Выросли объемы экспорта курятины и свинины. Один только завод в год производит 150 тонн мяса. Кормят не только Россию.

Больше миллиарда рублей регион направит на поддержку предприятий, по которым особенно сильно ударят санкции. Сельское хозяйство уже получило дополнительные триста миллионов на субсидирование процентной ставки по кредитам.

"Конечно, очень переживаем за состояние экономики, потому что связи кооперационные рвутся буквально каждую секунду. Поэтому организовал штаб. Мы считаем, что этот кризис — это окно возможности. Давайте не латать дыры пытаться, а пытаться перестроить экономику таким образом, чтобы стать еще сильнее", – подчеркнул Вячеслав Гладков.

Соседей – приграничную Харьковскую область – Белгород не бросит. Уже в понедельник в приграничье отправится новый гуманитарный конвой, ведь чужой беды не бывает.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация