Взятие Запорожской АЭС: ювелирная работа российского спецназа
Радиационный фон теперь здесь измеряют не только украинские дозиметристы, но и российские офицеры войск радиационной, химической и биологической защиты. У них свой маршрут, как раз мимо энергоблоков. Обход территории несколько раз в день, то есть контроль полный и постоянный.
Крупнейшая в Европе атомная электростанция как работала, так и работает. Из шести блоков четыре заглушены. Появление здесь российских военных по факту ничего не изменило и ни на что, тем более на безопасность работы объекта, не повлияло. Персонал, как и раньше, трудится в три смены, приезжая на станцию из города энергетиков – Энергодара. Он поблизости, строился вместе со станцией. Только вот на проходной их теперь встречают не бойцы Нацгвардии Украины, а Росгвардии: вежливо и культурно, как привыкли.
Уникальную и пока единственную в мире операцию по освобождению атомного объекта военнослужащие Минобороны и Росгвардии провели аккуратно и безопасно для самого объекта. Это было принципиальным условием этой операции.
Подробности переговоров офицер не называет, но по факту: более двух сотен бойцов украинской Нацгвардии, из которых 50 были женщины, умирать, защищая объект, не стали. Судя по всему, аргументы российских военных, были весомы. Оружие сложили. С них взяли расписки и отпустили по домам.
Для сравнения: бронебойно-зажигательных патронов у российских военных не было. Они-то понимали, с каким непростым объектом имеют дело и чем может обернуться любой неосторожный выстрел на атомной электростанции. К обороне была подготовлена вся территория станции. Первый рубеж, второй, третий. Меняя позиции, украинские нацгвардейцы для мобильности собирались бросать оружие на старых, а на новых позициях стрелять уже из других автоматов, специально там подготовленных. Российские бойцы до сих пор в разных местах эти закладки обнаруживают. Позже, обследуя станцию, выяснилось, что огневые точки были оборудованы даже на энергоблоках крупнейшей в Европе АЭС. Но все эти тактические задумки не пригодились.
Судя по всему, мириться с аккуратным переходом станции под контроль российских военных киевский режим не захотел. Камеры наблюдения зафиксировали явную провокацию. А офицер Росгвардии, очевидец тех событий, подтвердил: были попытки напасть на станцию диверсионными группами, было и подавление вражеских огневых точек.
Провокация не удалась, но на отходе диверсионная группа устроила пожар в лаборатории, но и с ним не вышло. Пожарные потушили, а станция как работала, так и работает, но теперь уже под охраной бойцов Росгвардии.