Вечер памяти режиссера и сценариста Владимира Кобрина прошел в Доме кино
В столичном Доме кино прошел вечер памяти Владимира Кобрина – режиссера, создавшего свой особый, "кобринский", язык в кинематографе. На Западе его называли основателем русского авангарда в научном кино. Станислав Анисимов подробнее.
Фильмы Владимира Кобрина специалисты относят к экспериментальному научному кинематографу. На вечере одну из самых известных его работ – "Гомо Парадоксум" – показали с 35-миллиметровой пленки. Именно так, как задумывал мастер.
Фильм посвящен посланию, отправленному в космос в 1974 году в надежде найти братьев по разуму. Однако режиссер и съемочная группа не скрывают своего скептицизма по отношению к этому проекту.
"Пафос этого фильма – абсурдность космических проектов как таковых. То есть не то что даже конкретно это радиопослание, но во многом вообще Кобрин подводит итог: братьев по разуму нужно искать на Земле, а не в космосе", – рассказал режиссер Илья Косачёв.
"Хлебников научного кино", – так называли Владимира Кобрина коллеги. Он начинал с учебных фильмов по механике, но постепенно перешел к лентам, посвященным вопросам мироздания. Режиссеру удалось создать неповторимый киноязык, сочетающий комбинированные съемки, компьютерную анимацию, звуковые эффекты. Нетривиальный образный ряд своих лент Кобрин создавал на студии, которую оборудовал у себя дома.
"Здесь я во внутренней тишине, не внешней, а внутренней. Здесь, ну, как вот в спортивной команде, стены помогают. Для меня кино – альтернатива жизни", – говорил Владимир Кобрин.
Он был и теоретиком, и мастеровым. Создавал вместе со своими студентами и единомышленниками новую технику, которая позволяла выразить одну из основных тем его творчества: тупик социального и научного прогресса человечества.
"В институте он учил нас говорить на киноязыке, потому что ВГИК по большому счету мы называем лингвистическим институтом, в котором изучают киноязык. И вот этот неведомый киноязык преподавал нам Кобрин просто на своем примере", – поделился ученик В.М. Кобрина, режиссер Олег Добрынин.
Пример парадоксального мышления Владимира Кобрина – в его лентах, которые и сегодня считаются одной из главных загадок мирового кинематографа. Расшифровкой творческого наследия режиссера по-прежнему занимаются его последователи и ученики. Им еще предстоит ответить на вопрос: чего больше в лентах мастера – язвительной иронии или холодного расчета, точно определившего будущее человечества.