"Лиса и виноград. В скобках "Эзоп" — новый спектакль РАМТ
Фигейредо явно знал в этом толк — он творил полвека после Второй мировой, когда Бразилия постоянно металась между диктатурой и демократией. Предпочитал работать с популярными сюжетами западно-европейской истории и с мифами Древней Греции. Именно древнегреческий мотив обеспечил ему мировую славу, именно Эзоп.
Владимир Мирзоев, режиссёр: “Мы и работаем вслед за нашим героем в жанре басни. То есть мы смешиваем комедийное, с психологическим, с гротесковым, ведь басни все про зверушек, это уже гротеск заведомо. Да, там, разумеется, есть и драматическое начало. То есть это очень очень сложный жанр. Басня”.
Обстоятельства пьесы Гильерме Фигейредо — Древняя Греция, город Самос — для создателей спектакля скорее метафора. Герои этой постановки используют мобильный телефон, угощают гостей нарзаном, ссылаются на википедию. И опасаются оскорбить чувства верующих.
Алексей Мясников, актер: “Это и Древняя Греция, это и Россия. Я думаю, что это и другая какая-нибудь страна. Это постмодернизм такой. Такое объемное. Место действия символично. И где это происходит — в доме у моего персонажа или это на площади — это всё вместе. Зритель считывает абсолютно современные какие-то вещи”.
Пьеса о свободе внешней и внутренней. О господстве и подчинении. По мнению режиссёра система общества с древних времен по сути мало изменилась.
Владимир Мирзоев: “В просторечии это выражается формулой "Я начальник, ты дурак. Ты начальник — я дурак. То есть вассал моего вассала — не мой вассал. Вот этот феодальный принцип он у нас как работал, так и работает. Он никогда не прекращался. Он был и в дореволюционной России, естественно. И при царе Горохе. И при советской власти. И сейчас опять восстановился”.
Ксанф — хозяин, Эзоп — его собственность. За счет таланта и ума своего раба господин производит блестящее впечатление.
Алексей Мясников: “Это может быть чиновник, это может быть какой-то руководитель. Такие люди они есть всегда, везде и мы понимаем об этих людях только потом, ах вот какой ты на самом деле человек. Маску какую-то носит умного. И не подкопаешься”.
Жизни без права выбора Эзоп предпочитает смерть сводного человека. А вот среди господ есть люди с рабским сознанием.
Нэлли Уварова: “Клея отзывается на чистый голос Эзопа. Она хочет напиться из этого ручья. Но слишком сильны оковы, сдерживающие её. Она раб своих привычек, она раб системы. Она, в конце концов, рабыня своих чувств”.
Сцена заполнена конструкциями, которые напоминают точилки для когтей. Явно, что хозяева всего этого — гигантские кошки. И господа и рабы — в сером, как мышки. А в центре происходящего — знак бесконечности.