"Открывая забытые имена": картины Александра Бучкури впервые представлены в Москве
Работы воронежского художника Александра Бучкури впервые представили в Москве. Выставка в Академии Сергея Андрияки получила название "Открывая забытые имена".
Эту выставку называют продолжением недавнего большого проекта, который в Академии акварели Сергея Андрияки посвятили репинским ученикам. Имя воронежца Александра Бучкури неизвестно широкой публике. Творчество малоизучено. Поэтому в Москве решили представить монографичекую экспозицию. Куда вошли 40 работ из собрания Воронежского музея – это все, что есть и сохранилось. Большая часть картин бесследно исчезла или погибла в Великую Отечественную. Как и сам художник. Он с женой был расстрелян в августе 1942-го в оккупированном немцами Воронеже.
Вот этот автопортрет написан годом ранее – последняя, незаконченная работа. А этот рисунок Бучкури показал своему будущему учителю Илье Репину. "Ему на тот момент уже было 28 лет. Это человек огромного роста, он очень выразительный внешне был. И он принес великому художнику свои работы. Считается, что эта работа ранняя "У деревенской хаты" была в числе тех ранних произведений Бучкури, которые мог увидеть Репин. И Репин не очень оценил, но что-то зацепило. С этого момента и началось общение, обучение Бучкури в мастерской Репина", – рассказала ученый секретарь Воронежского областного художественного музея им. Крамского Наталья Бакина.
Выпускник Академии художеств, Александр Бучкури отчасти унаследовал репинскую манеру. Он прожил и проработал в Воронеже, став местной знаменитостью, и неизвестной за его пределами. Народная, крестьянская тема была основной в творчестве. Особый интерес у художника вызывали базары, ярмарки. Современники вспоминали "его восторженное лицо, глаза, говорящие о том, как он счастлив, что вокруг бурлит жизнь, что всюду такое разнообразие людей".
"Он работал на стыке эпох и впитал новые соки, которые эпоха давала: декоративность в духе Архипова, Рябушкина, Малявина. Эти разудалые сцены с крестьянками в ярких красных платьях, с удалью внесоциальной праздничной темы, притом что он прекрасно знал тяжесть крестьянского труда. Это такая квинтэссенция времени и творческое лицо самого художника", – пояснил куратор выставки Борис Шаров.
Идею каждого будущего сюжета Бучкури обдумывал долго и тщательно. Большие жанровые работы, камерные портреты мог доводить до совершенства годами. После революции его творческий путь складывался непросто. Смена ориентиров, десятилетие авангарда, которое художник, будучи убежденным реалистом, не разделял. Чуть позже он найдет себя в соцреализме.
"Образы уже абсолютно советские, их же решали по-разному, и то, как он их подает, вот крестьянки, колхозницы, они же в данном случае представлены, в общем-то, без каких-то реалий, погружающих в 30-е годы, когда это было написано. Это некий архетипический образ – это мощь природы и красота человека", – считает доцент Российского государственного университета им. Косыгина Виктор Калашников.
В картине "У цирка" угадывается что-то от Дега и Тулуз-Лотрека. Работу Александр Бучкури закончил в 1936-м к своей большой персональной выставке. Сейчас полотно подлежит реставрации. Ее проведут в Академии акварели Сергея Андрияки.