21 марта 2022, 12:55 21 марта 2022, 13:55 21 марта 2022, 14:55 21 марта 2022, 15:55 21 марта 2022, 16:55 21 марта 2022, 17:55 21 марта 2022, 18:55 21 марта 2022, 19:55 21 марта 2022, 20:55 21 марта 2022, 21:55 21 марта 2022, 22:55

Гость программы "Белая студия" – Алексей Маслов

Смотрите эфир 22 марта в 21:30.

В новом выпуске "Белой студии" - профессор, доктор исторических наук, автор книг об истории и культуре Китая, духовных традициях и ушу Алексей Маслов. О воспитании и философии, о разнице европейского и китайского менталитетов, а также о том, что общего у России и Китая, он расскажет ведущей программы Дарье Златопольской.

Смотрите 22 марта в 21:30 на телеканале "Россия – Культура".

О воспитании в Китае:

Главный принцип – сяо и ди, что можно перевести как "сыновняя почтительность", "уважение к старшим и забота о младших". На этом и держится Китай. Это не религиозная традиция и даже не национальная. Это часть политической устойчивости Китая. Историческая связь со своим прошлым в Китае закладывается в детстве. И всякий китаец воспринимает себя как часть большой культуры, которая не обязательно ограничивается территорией страны.

О государственности:

Государственные принципы базируются на конфуцианстве, которое является объединяющим началом для всех китайцев. Каждый знает: есть государство, которое накрывает зонтиком, защищает, заботится о нас. И мы его уважаем. Да, мы даруем ему наши свободы, наши мысли. Мы де-индивидуализируемся. А китайское государство – неважно в древности или в современности – очень четко понимает: надо заботиться о народе.

Служение государству имеет здесь почти религиозный подтекст. Это суть и смысл жизни. Не важно, кто я: чиновник или простой крестьянин – я служу государству как общему телу. Я не служу человеку, который где-то в Пекине (или раньше – в Сиане) сидит на троне. Именно государству.

О менталитете:

В Китае нет понятия индивидуальности. Даже слова такого нет. Конечно, если постараться, можно найти замену, но это будет новояз. Есть понятие "человек". И, переводя слово "индивидуальность", я бы сказал: "каждый человек". Это не то же самое, что индивидуум, не то же самое, что персона.

О вере:

В западной традиции истово верующий человек готов пойти на крест за свои убеждения. Я ни разу не встречал даоса, буддиста или конфуцианца, которые были бы готовы умереть за свои идеи. Для них это бессмысленная история, поскольку в их миропонимании нет истины в последней инстанции.

О свободе:

Свобода – это отражение не-свободы. Сама идея свободы может появиться в уме только очень несвободного человека. Я недоволен и пытаюсь понять, в чем дело, найти виновного – начальника, государство, кого-то еще. Того, кто отнимает мою свободу. В Китае свобода – это то, что внутри тебя. Как это отнять?

О советской эстетике:

Она очень близка Китаю. Советская эстетика в самом высоком смысле – это простота и чистота чувств. Если доярка и пастух любят друг друга, они обязательно женятся. Если герой позитивный, то он позитивный во всем. И есть еще нечто, нас объединяющее: общность ценностей.

Китайцы очень любят фильмы про войну. Такие картины показывают борьбу человека против врага. Именно поэтому целый ряд фильмов – российских и советских – на «ура» пошел в Китае.

О разном восприятии искусства:

Фильмы, построенные на полутонах, в Китае очень сложно воспринимаются. Не случайно Чжан Имоу, замечательный китайский режиссер, обычно снимает три версии своего фильма. Одна, которая попадет на Каннский фестиваль, будет тонкой и недосказанной. Другая, которую покажут в Китае, -- четкой и понятной. И еще он снимет третью, где будет немножко секса, немножко ужаса – для проката в Японии.

О самопожертвовании:

Ради Отечества мы готовы пожертвовать личным, индивидуальным – и это сближает русского человека с китайцем. При этом мы, в отличие от китайцев, изначально не доверяем государству. Отечество же для нас нечто большее. Оно вечно.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация