Жители "старейшего мегаполиса мира" раскрашивали черепа и жили рядом с трупами
Международная команда исследователей подробно изучила погребальные практики жителей "старейшего мегаполиса мира" в турецком Чатал-Хююке.
Кости умерших раскрашивали, по нескольку раз выкапывали и перезахоранивали в соответствии с некой ныне утерянной традицией. Новые находки дают представление о странных ритуалах общества, существовавшего 9 000 лет назад.
Чатал-Хююк, расположенный в Центральной Анатолии в Турции, является одним из самых важных археологических памятников на Ближнем Востоке. Его первые культурные слои датируются примерно 7400 годом до нашей эры. Это неолитическое поселение известно как "старейший город в мире".
Оно занимает площадь в 13 гектаров и представляет собой огромный ансамбль зданий из кирпича-сырца, выстроенных практически вплотную друг к другу.
Хотя этот огромный город прошлого чем-то похож на современные городские агломерации, у него есть и свои уникальные особенности.
Одна из самых очевидных: в Чатал-Хююке не было улиц. Жилища строились стена к стене, так что единственный способ попасть в здание — это спуститься в него с крыши. То есть передвигаться по древнему городу можно было лишь в прямом смысле "по нему".
В каждое жилище с крыши вела лестница, и это отверстие обычно было единственным в постройке: оно служило одновременно дверью, окном и печной трубой. К слову, похожие поселения до сих пор можно встретить у некоторых североамериканских индейцев и малийского народа догонов.
Когда кто-то попадал внутрь дома, он никогда не оставался в одиночестве, даже если дома никого не было. Дело в том, что жители Чатал-Хююка хоронили своих умерших прямо в своих домах, под полом.
Останки взрослых чаще всего помещали в северной и восточной части центральной комнаты. Новорождённых и младенцев хоронили в самых разных местах дома, рассказывают авторы нового исследования.
Скелеты жителей Чатал-Хююка иногда ритуально раскрашивали перед захоронением (скорее всего, их предварительно высушивали на солнце). При этом о специфике используемых пигментов и символике их окраски многое неизвестно.
В новой работе исследователи изучили скелетные останки жителей Чатал-Хююка, более 800 из которых были раскопаны с начала 1990-х годов. Команда также проанализировала пигменты, найденные на них (или на связанных с ними предметах захоронения) с помощью рентгенофлуоресцентного спектрометра.
Выяснилось, что около 6% скелетов умерших Чатал-Хююка были покрыты пигментами. В то же время в 11% захоронений были найдены окрашенные предметы: раковины, миски, корзины и артефакты из кости.
Пигменты, наносимые на останки, всегда были красного цвета (обычно отметки оставляли на черепе). Чаще всего это была красная охра.
Кости мужчин окрашивались пигментом чаще, чем женские останки. Останки взрослых — немного чаще, чем детские.
Исследователи отмечают, что более редкие пигменты, по-видимому, отражали социальный статус умерших, причем киноварь предназначалась в основном для мужчин.
Между тем, синие и зелёные пигменты использовались исключительно на погребальных предметах женщин и детей.
Эти цвета иногда ассоциировались с понятиями роста, плодородия и зрелости. Такие абстрактные понятия могут быть связаны с переходом к сельскому хозяйству, пишут исследователи. Однако учёные отмечают, что возможность интерпретировать открытия подробнее ограничена малым количеством найденных образцов.
Интересно также, что между количеством захоронений в жилище и слоями росписи на стенах жилищ существовала определённая связь. Авторы работы пришли к выводу, что, когда жители Чатал-Хююка хоронили близких в своём доме, они делали соответствующий рисунок на стенах постройки.
Также оказалось, что не всех в Чатал-Хююке хоронили одинаково, а некоторых, возможно, вообще не хоронили. Среди человеческих останков, найденных в древнем городе, некоторые оставались нетронутыми со времён неолита, в то время как на других были обнаружены древние следы отделения костей.
Потенциально это может означать, что жители древнего Чатал-Хююка иногда выкапывали элементы скелетов, а затем снова закапывали. Кости умерших людей могли играть некую символическую роль в сообществе.
Невозможно знать наверняка, зачем проводился такой жуткий по современным меркам ритуал. Но авторы работы пишут, что выкапывание человеческих останков и выставление их на всеобщее обозрение могло быть способом сохранить память об этих людях.
Тут подключаются социокультурные антропологи, которые считают, что коллективная память передаётся из поколения в поколение с помощью повторений прошлых действий и прямой ассоциации объекта с памятью о нём.
Захоронения, сделанные прямо в жилище, могли быть частью этого процесса "сохранения памяти". Умерший в буквальном смысле продолжал присутствовать в повседневности и быть своего рода молчаливым участником продолжающихся домашних дел и забот.
Работа международной группы учёных была опубликована в издании Scientific Reports 8 марта 2022 года.
Ранее мы писали об обнаружении крупного неолитического поселения в Израиле — оно было основано более десяти тысячелетий назад.
Мы также рассказывали о том, что в Европе в эпоху неолита уже использовали бутылочки для кормления младенцев, а также о том, что в пещерной живописи был обнаружен астрономический код.
Больше новостей из мира науки вы найдёте в разделе "Наука" на медиаплатформе "Смотрим".
Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим" – Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.