"Петушок" – трактор-легенда
Советский автопром прежде всего обслуживал нужды промышленности – выпускал грузовики, трактора и самосвалы. И среди них тоже были свои легенды.
Экземпляр, который я не мог пропустить, трактор ЮМЗ-6002, который знающие люди по объективным причинам любовно называют "Петушком".
"Родился" он на Южном машиностроительном заводе в 1971 году, и не случайно так похож на трактор "МТЗ Беларусь", ведь это его предок. Затем конструкцию улучшили. Мотор для него разрабатывали на Рыбинском авиапредприятии, а муфту сцепления – на Ковровском заводе имени Дегтярева. Вот такой симбиоз получился.
Наш экземпляр 1993 года рождения, но основа все равно советская. Двигатель закреплен на полураме, это остов трактора. Рама намертво прикручена к коробке передач, которая слита в единое целое с задним мостом.
Расстояние между колесами можно менять, чтобы попасть в колею между разными посевами. Но на "Петушках" этим никто не страдает, техника все-таки строительная.
Мотор рядный, четырехцилиндровый, на жидкостном охлаждении с непосредственным впрыском. Рабочий объем 6300 куб. см, мощность – 80 л.с. Спереди топливный бак на 90 литров. Перед баком отвал, которым можно и снег почистить, и в землю упереться если ковшом потребуется поорудовать.
Двигатель хорош своей тяговитостью. Он просто тянет и все, его не надо раскручивать. Правда, из-за экскаваторной установки за спиной раскачивает тебя, как корабль.
КПП 5-ступенчатая, но пятая заварена. Чтобы перещелкнуть передачи на ходу, надо постараться. Максимальная скорость не более 20 километров. Расход топлива в среднем 9 литров в час. Бака хватит на 10 часов, и не важно едешь ты или копаешь.
ЮМЗ может прокопать яму глубиной 4 метра и радиусом 5 метров – ну это куда тракторист может дотянуться "железной рукой".
Поэтому "Петушок" как вспомогательный экскаватор очень хорош, а в небольших хозяйствах просто незаменим. За один раз в ковш помещается четверть куба. ЮМЗ-6 выпускали до 2001 года и его до сих пор можно увидеть в строительстве, коммунальном хозяйстве и на полях.
А еще ему не страшны ни лютые морозы, ни 40-градусная жара. Многие из этих тракторов до сих пор на ходу, а их владельцы не собираются менять "верного коня" на более современную технику.