"Мама, я в Москве" – новый спектакль в театре "Практика"
С подачи писателя-юмориста Геннадия Малкина многие считают, что провинциализм – это ярко выраженное чувство столичности. Что это за чувство, что за манеры за ним стоят – об этом актриса Дина Губайдуллина знает не понаслышке. Когда-то она приехала из Казани в Москву, чтобы поступить в театральный. О своей новой жизни написала несколько рассказов, а потом вышла с ними на сцену столичного театра "Практика" в моноспектакле режиссёра Алексея Золотовицкого "Мама, я в Москве". По нему проверим, был ли прав Рене Декарт, который утверждал ещё в XVII веке, что уединение нужно искать в больших городах.
В таких вот дружеских разговорах рождался этот спектакль. Актриса Дина Губайдулина и режиссер Алексей Золотовицкий учились у одного мастера – Олега Кудряшова. На театральном сленге они – "кудряши". И вот два года назад благодаря самоизоляции возникла идея постановки.
"Был локдаун. Мне было дома скучно сидеть, и я решила выложить один из рассказов в социальные сети. И был какой-то отклик у аудитории и начали комментировать, лайкать. И подумала, надо попробовать еще повыкладывать. И потом выкладывала каждую неделю", – призналась актриса Дина Губайдуллина.
Подписанный на Дину Алексей Золотовицкий придумал сделать из этих постов спектакль в эстетике "бедного театра". Вот поэтому на сцене – ковер.
"Дурацкая мысль, на самом деле, для тех немногих зрителей, которые это считают. Ну Питер Брук, когда ездил по всяким Африкам, у них же ничего с собой не было, они просто брали коврик и стелили, и на нем выступали. Вот сцена, на ней стоит человек, вот рассказывай, что дают. Вот так и мы", – признался актер и режиссер Алексей Золотовицкий.
Рассказы Дины – про случайные разговоры в метро, ночную трапезу в закусочной, кастинги начинающей актрисы, не очень удачные свидания.
На протяжении всего спектакля актрису сопровождает анимация. Это и партнер, и атмосфера.
"Как Алексей говорил, у него была идея, что Дина – это Алиса в стране чудес. Она попадает в разные фантасмагоричные психоделичные ситуации. В этом была свобода и направление, которое он дал изначально", – заметил видеохудожник Ашот Мефодин.
Важная тема в текстах – детские воспоминания. Дина – из Казани. Татарские и русские традиции, ислам и православие, дачная рыбалка и первая любовь.
Создатели спектакля используют так называемый "обнаженный прием". Актриса прямо говорит, что у нас сейчас интерактив с залом. Или "мне это не нравится, но режиссер настаивает". Истории про жизнь молодой женщины в большом городе собрали таким образом, чтобы получилось описание одного длинного дня.
"Для меня это будто "Джойс для чайников". Это когда Дина как Одиссей путешествует по Москве. И вот персонажи и люди, которых она встречает, и ситуации Дина таким языком это описывает, и так к этому относится, и такие выводы делает в этих своих рассказ, что они превращаются в какое-то путешествие", – добавил Золотовицкий.
В театре "Практика" несколько репертуарных направлений: современная драматургия, кросс-жанровые проекты и документальные тексты.
"Театр, который ловит, ловит, ловит импульсы, которые исходят от живых людей. От реально существующих вокруг тебя людей, а не литературных героев. Это важное направление", – заключила режиссёр, заслуженная артистка России Марина Брусникина.
По словам Марины Брусникиной такой театр – это своего рода метеосводка, измерение температуры и пульса, возможность понять, чем дышит человек сегодняшний.