Театральная лаборатория Яны Туминой представляет кукольный спектакль "Джинжик"
Театральная лаборатория Яны Туминой из Петербурга представляет на фестивале "Золотая Маска" кукольный спектакль "Джинжик", который претендует на национальную премию в четырех номинациях. Мария Трофимова – подробнее.
Историю, которая легла в основу спектакля, режиссер Яна Тумина прочла в интернете. В 2011 году житель Рио-де-Жанейро в море, загрязненном нефтью, нашел обессиленного магелланского пингвина. Отмыл, откормил и отпустил обратно. После чего животное стало возвращаться к своему спасителю каждый год, ради встречи проплывая лишние восемь тысяч километров.
От личной человеческой истории – к глобальным проблемам экологии и существованию общества: его свободы внутри несвободы. В спектакле режиссер размышляет, каким может стать ближайшее посттехнологичное будущее, где каждый превращен в функцию, подвластную распоряжениям искусственного разума.
Место действия – побережье. Мировой океан – мусорная свалка. Вдоль берега каждый день бродит одинокий старик, выискивая что-то ценное. Так случайно среди пакетов "медуз" он обнаруживает перепачканный в нефти сверток. Под слоями полиэтилена оказывается пингвин. Его, перепуганного и дрожащего, герой возьмет домой и назовет Джинжиком.
"Одиночество человека на фоне того, что он делает и творит на земле, я имею в виду нехорошее, мы одиноки сами от себя, от своих необдуманных поступков", – заявила актриса Анна Сомкина.
Работая над ролью Джинжика, актриса Анна Сомкина наблюдала за поведением разных птиц, не только пингвинов. В пластику персонажа привнесла что-то даже от кошки. В спектакле три куклы – три разных вида. Каждая требует своего подхода в работе. Почти ювелирного.
"В этом и сложность как раз, и работа отдельно куклы, объекта со светом, темпо-ритмически обязательно акценты, нельзя просто ни потоком идти, ни тормозить в любом случае процесс, иначе будет нарушена целостная ткань всей истории", – пояснила художник Мария Сомкина.
Декорация – черный кабинет. Это почти камера обскура. Всей команде пришлось долго работать, чтобы от огромного ансамбля технического цеха – музыки, света, видео, 3D-проекции, голограмм – у зрителя возникло ощущение магии, иллюзии разных мест. Передать правильное ощущение объема и плоскости в пространстве для одного из художников Маши Небесной было самым сложным.
"Есть человек, есть природа, есть океан, из которого и приходит к нему пингвин. И абсолютно было очевидно, что воду нужно было как-то изобразить. Изначально мы думали, что конструкция, декорация должна включать в себя некий резервуар, в котором будет вода. Поняли, что это не работает так, как задумывалось, то есть вода как субстанция не монтируется со всем происходящим", – заметила художник Мария Небесная.
Секреты сложного механизма, как режиссер обещает, в скором будущем раскроют. А пока каждый спектакль не похож на предыдущий. У лаборатории нет своего дома. Репетиции, актеры, шутя, называют квартирниками. И каждая новая площадка – возможность привнести в спектакль что-то новое, улучшить его. В этот раз в Москве пройдут пять показов "Джинжика".