8 апреля 2022, 14:31 8 апреля 2022, 15:31 8 апреля 2022, 16:31 8 апреля 2022, 17:31 8 апреля 2022, 18:31 8 апреля 2022, 19:31 8 апреля 2022, 20:31 8 апреля 2022, 21:31 8 апреля 2022, 22:31 8 апреля 2022, 23:31 9 апреля 2022, 00:31

Нкалакатха: обнаружен самый далёкий мегамазер космоса

Так в представлении художника молекулы гидроксила усилили сигнал мегамазера, что позволило телескопу его обнаружить.
    Иллюстрация IDIA/LADUMA/NASA/StSci/SKAO/MolView.
    Вид галактики-хозяина Нкалакатхи из Перта, Западная Австралия. Галактика невидима невооруженным глазом, но она располагается между Ахернаром и Альдебараном.
    Иллюстрация с сайта icrar.org.
    Иллюстрация IDIA/LADUMA/NASA/StSci/SKAO/MolView.
    Иллюстрация с сайта icrar.org.
Этот сверхсильный "космический прожектор" испускает радиоволновое излучение в пяти миллиардах световых лет от Земли.

С помощью телескопа MeerKAT в Южной Африке астрономы обнаружили мощный радиоволновой космический лазер — мегамазер.

Новая находка побила рекорд дальности — это самый далёкий мегамазер подобного рода из когда-либо обнаруженных. Он находится примерно в пяти миллиардах световых лет от Земли.

Объект-рекордсмен был назван Нкалакатха — что на зулусском языке означает "большой босс".

Излучение от мегамазера прошло невообразимые 58 тысяч квинтиллионов (58 с 21 нулем) километров, чтобы достичь Земли.

Монструозный космический прожектор испускает невидимое микроволновое излучение. То есть "разглядеть" его на звёздном небе, да ещё и на таком расстоянии можно лишь с помощью специального оборудования.

Но как образуются источники такой высокой светимости?

Авторы работы объясняют, что мегамазеры обычно образуются при столкновениях двух галактик.

Когда происходит галактическое ДТП, газ, который содержат участники происшествия, становится чрезвычайно плотным и может порождать концентрированное излучение.

Также создателями мегамазеров могут стать активные сверхмассивные чёрные дыры.

Впечатляет тот факт, что исследователи нашли этот рекордный мегамазер в первую же ночь наблюдений. Всего учёные провели 3 000 часов, исследуя подробности этой находки.

Изучив собранные данные, учёные пришли к выводу, что перед ними гидроксильный мегамазер. Поглощая фотон на длине волны 18 сантиметров каждая гидроксильная молекула порождает два фотона с той же длиной волны.

Высокая плотность газа в месте столкновения галактик приводит к тому, что выходное излучение получается очень ярким. И его можно "увидеть" в современный телескоп.

Это первый гидроксильный мегамазер, наблюдаемый MeerKAT, и самый дальний, наблюдаемый любым телескопом на сегодняшний день, резюмируют астрономы.

Команда учёных использует MeerKAT для тщательного наблюдения небольших участков небосвода. Учёные планируют изучить атомарный водород в галактиках, как из далёкого прошлого, так и более современных.

Сочетание знаний о гидроксильных мазерах и атомарном водороде поможет астрономам лучше понять, как Вселенная развивалась с течением времени.

Исследователи планируют и дальше изучать этот мегамазер, и они надеются сделать ещё много других интересных открытий.

Исследование было принято для публикации в The Astrophysical Journal Letters и доступно на сайте препринтов arXiv.

Ранее мы рассказывали о том, что в космосе может скрываться сложная органика, предшественница жизни. Также мы писали о том, что радиосигналы от далёких звёзд могут говорить о скрытых в их "тени" планетах.

Подписывайтесь на наши страницы в соцсетях. "Смотрим"Telegram и Яндекс.Дзен, Вести.Ru – Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс.Дзен и Telegram.