11 апреля 2022, 19:58 11 апреля 2022, 20:58 11 апреля 2022, 21:58 11 апреля 2022, 22:58 11 апреля 2022, 23:58 12 апреля 2022, 00:58 12 апреля 2022, 01:58 12 апреля 2022, 02:58 12 апреля 2022, 03:58 12 апреля 2022, 04:58 12 апреля 2022, 05:58

50 лет назад на экраны вышел фильм Андрея Тарковского "Солярис"

  • 50 лет назад на экраны вышел фильм Андрея Тарковского "Солярис"
  • Картинка
    50 лет назад на экраны вышел фильм Андрея Тарковского "Солярис"
  • 50 лет назад на экраны вышел фильм Андрея Тарковского "Солярис"
Экранизация романа Станислава Лема значительно разошлась с литературным источником. Режиссёр пояснял свою трактовку сюжета так: "Мы хотели не столько посмотреть на Космос, сколько из Космоса — на Землю".

Спустя 50 лет после встречи с мыслящем океаном "Соляриса", возникает вопрос: насколько пророческой оказалась экранизация Андрея Тарковского?

Дмитрий Салынский, киновед: "Космос для Тарковского — это примерно тоже самое, чем был Космос для художников XVI века, для Брейгеля и для других, и для тогдашних ученых. Которые представляли себе космос как некую живую машину и что мы люди здесь на Земле- это часть этой живой машины".

Свою концепцию космоса Тарковский стал реализовывать на материале романа Станислава Лема. Схематизм литературного первоисточника он преодолевал, расширяя психологические характеристики героев. И усиливая символическую нагрузку на визуальное решение картины.

Сцена в "Зеркальной комнате" появилась в сценарии по предложению оператора Вадима Юсова. По его задумке, состояние главного героя Криса, бред и лихорадка, должно быть физически ощутимо зрителем из-за множественного отражения зеркал друг в друге.

Наталья Бондарчук, актриса: "Подчеркнута беспредельность космическая, мы можем всматриваться в атом, и не найти там финала. Может быть, откроется макровселенная".

Но эту сцену Тарковский вырезал из фильма, несмотря на эффектность. Она хоть и соответствовала замыслу ленты, но не совпадала с представлением режиссера о космосе. При работе над "Солярисом", для съемочной группы руководство киностудии запросило документальный фильм о полете экипажа американского корабля "Аполлон-8″, впервые вышедшего на окололунную орбиту.

Концепция Тарковского исключала излишне фантастические элементы в картине: жизнь ученых на станции должна быть привычной глазу. Поэтому из этих кадров можно было почерпнуть лишь образ невесомости.

А вот эта съемка — вид Земли из иллюминатора — уж очень напоминает ключевой образ ленты — планету "Солярис". Океан создавался по методу разработанному кинооператором комбинированных съёмок Борисом Травкиным. Нужный цвет и "текстуру" обеспечила смесь алюминиевых опилок с соляной кислотой. А вот мыслящим его сделала работа композитора Эдуарда Артемьева.

Эдуард Артемьев, композитор: "Это существо рождает... оно не самостоятельное.. оно рождает то, что мы видим и слышим. Появились люди, он рождает их образы, фантазии, мысли".

Для создания звукового сопровождения фильма, Артемьев обратился к синтезатору "АНС" — фотоэлектронному музыкальному инструменту, способному преобразовать рисунок в звук. Созданный в конце 50-х в единственном экземпляре, образ "мыслящей планеты-океана", описанный Станиславом Лемом в начале 60-х и перенесенный Андреем Тарковским на экран в начале 70-х, в наши дни не кажется таким уж фантастическим даже космонавтам.

Елена Серова, женщина-космонавт: "Я не исключаю, что в дальнейшем когда-нибудь при покорении космоса, мы действительно можем столкнуться с данной тематикой, проблематикой. Ведь вселенная она безгранична, бесконечна и в ней могут быть миллионы и миллионы миров, с которыми нам предстоит еще познакомиться".

Среди открытых астрономами экзопланет, с большой долей вероятности, есть планеты-океаны, полностью покрытые водой. Какие образы они материализуют — пока не знает никто.

Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.

Читайте также

Видео по теме

Эфир

Лента новостей

Авто-геолокация