Памяти Леонида Хейфеца
На 88-м году ушел из жизни народный артист России, профессор ГИТИСа Леонид Хейфец. Театральная режиссура и педагогика – две профессии, в которых он достиг высочайшего мастерства.
Его спектакли собирали полные залы и долго держались в репертуаре – и 60 лет назад, и сегодня. У него огромное количество учеников, которые гордятся тем, что "их мастер – Хейфец", и которыми гордился он, так как многие из них – цвет современного кинематографа и театра. Нина Чусова, Артур Смольянинов, Павел Деревянко, Александр Петров, Александр Паль. В 2019-м Леониду Хейфицу вручили "Золотую маску" в самой почетной номинации "За выдающийся вклад в развитие театрального искусства".
Иосиф Райхельгауз, народный артист России: "Мы расстаемся с человеком, который во многом определял не только технологию, знание режиссуры, он олицетворял собой правильность жизни".
Знаменитым Леонид Хейфец стал в 32, когда поставил "Смерть Иоанна Грозного" в Театре Советской армии. Постановка с шестью десятками исполнителей собирала аншлаг за аншлагом в огромном зале. С тех пор его стали звать "Мастером крупномасштабных спектаклей". Он ставил в Малом, МХАТе, "Современнике". Говорил, что ему повезло застать "великих стариков и старух". "Маяковку", где служил с 98-го, любил за созвездие и молодых, и опытных артистов.
Игорь Костолевский: "Главным его качеством была любовь. Это была бесконечная любовь к театру. Это была бесконечная любовь к своим ученикам, из которых очень многие состоялись и которых мы сейчас знаем. Это любовь к своим близким, к своей семье, к своим родным. Но, конечно, главное: он был рыцарь театра, он на сцене всегда добивался правды – художественной правды, человеческой правды, и этим он был совершенно уникален и замечателен".
Сам Хейфец был выпускником знаменитого гитисовского тандема Марии Кнебель и Андрея Попова. Вслед за ними оставался одним из немногих представителей именно классической школы русского психологического театра. Ставил Шекспира, Толстого, Ибсена, Чехова, Лермонтова, Островского. Брался за классику и исторический материал.
Григорий Заславский, ректор Российского института театрального искусства – ГИТИС: "Когда он приходил в театр, он обретал свободу и был невероятно смелым. Бесстрашие художника побеждало в нем естественные страхи каждого советского человека".
Леонид Хейфец – режиссер и педагог – говорил: "Самая главная школа для режиссера и артиста – жизнь. Необходимо умение ее видеть, чувствовать, сострадать". Этому учил он сам, этому учили его спектакли.
Подписывайтесь на страницы телеканала "Россия-Культура" в мессенджерах и соцсетях: Telegram, ВКонтакте, Одноклассники.